Курс Юрия Кленова: «Мастерство портретирования»

Общая про­дол­жи­тель­ность курса 72 ака­де­ми­че­ских часа.

Заня­тие 1. Порт­рет – первостепенный жанр в искусстве.

Всту­пи­тель­ное  лекционное заня­тие. Порт­рет – изоб­ра­же­ние опре­де­лён­ного, кон­крет­ного чело­века или группы людей. Основ­ные виды порт­рет­ных пла­нов и ракур­сов. Пере­дача инди­ви­ду­аль­ного сход­ства чело­века, пере­дача харак­тера и настро­е­ния изоб­ра­зи­тель­ными сред­ствами фото­гра­фии. Выбор необ­хо­ди­мого обо­ру­до­ва­ния для реше­ния опре­де­лён­ных задач при съёмке портрета. Основы постро­е­ния порт­рет­ной ком­по­зи­ции. Опре­де­ле­ние и акцен­ти­ро­ва­ние глав­ного объ­екта съёмки. Поло­же­ние глав­ного объ­екта в кадре. Уси­ле­ние зри­тель­ного воз­дей­ствия основ­ного объ­екта съёмки сред­ствами ком­по­зи­ци­он­ного постро­е­ния кадра. Линия и ком­по­зи­ция. Вспо­мо­га­тель­ные эле­менты для урав­но­ве­ши­ва­ния ком­по­зи­ции. Кад­ри­ро­ва­ние, допол­ни­тель­ные цен­тры ком­по­зи­ции. Инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти фигуры и лица порт­ре­ти­ру­е­мого чело­века, исполь­зо­ва­ние их для уси­ле­ния эмо­ци­о­наль­ного воз­дей­ствия порт­рета. Работа с ракур­сом при съёмке, выбор точки съёмки для реше­ния неко­то­рых задач при фото­гра­фи­ро­ва­нии порт­рета. Исполь­зо­ва­ние допол­ни­тель­ных при­ё­мов в све­то­вом и ракурс­ном реше­нии снимка, для реше­ния неко­то­рых задач при съёмке портрета. Иллюстративный просмотр фоторабот мастеров фотографии.  Постановка задачи для выполнения домашнего тренировочного упражнения.

Заня­тие 2. Тре­ни­ро­воч­ное практическое заня­тие по съёмке сту­дий­ного порт­рета.

Сту­дий­ная съёмка с исполь­зо­ва­нием посто­ян­ных источ­ни­ков осве­ще­ния. Осо­бен­но­сти постро­е­ния ком­по­зи­ции при съёмке сту­дий­ного порт­рета. Осо­бен­но­сти порт­рет­ной съёмки (круп­ный план, пояс­ной и росто­вой порт­рет). Ракурс и точка съёмки. Исполь­зо­ва­ние допол­ни­тель­ных све­то­рас­се­и­ва­ю­щих и све­то­на­прав­ля­ю­щих наса­док для источ­ни­ков осве­ще­ния. Раз­лич­ные схемы рас­по­ло­же­ния источ­ни­ков осве­ще­ния для про­ве­де­ния фото­съёмки в сту­дии. Свет, как один из глав­ных инстру­мен­тов для пере­дачи твор­че­ского замысла фотографа. Разбор характерных ошибок в работе со светом при съёмке портрета.

Заня­тие 3. Пси­хо­ло­гия  в фотографии.

Лекционное заня­тие. Проверка выполнения домашнего задания студентами группы. Пси­хо­ло­гия – важ­ней­ший эле­мент порт­рет­ной фото­гра­фии. Харак­тер­ные жесты, выра­же­ние лица, поза. Фото­гра­фи­ро­ва­ние порт­рета в есте­ственн­ой для чело­века среде. Пси­хо­ло­ги­че­ский кон­такт фото­графа и модели. Пантомимика – язык телодвижений, как основная составляющая  для создания эмоционального образа. Иллюстративный просмотр фоторабот мастеров фотографии.  Постановка задачи для выполнения домашнего тренировочного упражнения.

Заня­тие 4. Тре­ни­ро­воч­ное  практическое заня­тие. Фото­съёмка эмоциональных порт­ретов

с исполь­зо­ва­нием импульс­ных источ­ни­ков осве­ще­ния. Работа с ракур­сами, пла­нами, со сме­ной схем освещения.

Заня­тие 5. Цветоведение.

Лекционное заня­тие.  Проверка выполнения домашнего задания студентами группы. Цветоделение. Исторические этапы развития науки о цвете, исследования в области эстетики и психологии восприятия цвета человеком. Современная теория цвета. Гармоничные сочетания цветов, понятия тон, оттенок, спектр, частота. Композиции на основе цветовых гамм и различных их сочетаний. Основы цветовой перспективы .  Техники создания световых эффектов, и методы смешения цвета .  Работа с цве­том при постро­е­нии ком­по­зи­ции портрета .   Анализ цветовых сочетаний использованных в картинах известных художников и фотографов. Иллюстративный просмотр фоторабот мастеров фотографии.  Постановка задачи для выполнения домашнего тренировочного упражнения.

Заня­тие 6. Тре­ни­ро­воч­ное практическое заня­тие. Фото­съёмка порт­рета в цвете

с исполь­зо­ва­нием импульс­ных источ­ни­ков осве­ще­ния. Работа с ракур­сами, пла­нами, со сме­ной схем освещения, для создания портретных образов с использованием гармоничных сочетаний цветов.

Заня­тие 7. Основы композиционного анализа.

Лекционное заня­тие. Проверка выполнения домашнего задания студентами группы. Физиология зрительного восприятия. Смысловой анализ изображения на основе особенностей зрительного восприятия. Логические умозаключения  в контексте конструктивно композиционной теории. Семантика – знаковая система изображения. Этапы художественно смыслового анализа изображения на примере композиционного разбора картин и фотографий. Определение идейной основы творческого замысла. Иллюстративный просмотр фоторабот мастеров фотографии.   Постановка задачи для выполнения домашнего тренировочного упражнения.

 

Заня­тие 8. Формальная композиция. 

Лекционно-семинарское заня­тие. Основные составляющие формальной композиции, смысловое и эмоциональное содержание в формальной композиции в зависимости от масштабов, соразмерности,  сочетания линейных форм и цветового решения, контрастов и яркости её элементов. Художественно-смысловой анализ изобразительного произведения с учётом логического анализа и оценки формальной композиции по домашнему заданию под руководством преподавателя, самостоятельная работа в составе группы по проведению изобразительно смыслового анализа картин и фотографий. Иллюстративный просмотр фоторабот мастеров фотографии.  Постановка задачи для выполнения домашнего тренировочного упражнения.

 

Заня­тие 9. Тре­ни­ро­воч­ное практическое заня­тие. Фото­съёмка жанрово-сюжетных порт­ретов

с исполь­зо­ва­нием импульс­ных источ­ни­ков осве­ще­ния. Работа с ракур­сами, пла­нами, с использованием символических и смысловых составляющих,  со сме­ной схем освещения, для создания сюжетных групп .

Заня­тие 10. Фотография в жанре Ню.

Лекционное заня­тие. Проверка выполнения домашнего задания студентами группы.  Исторические этапы развития жанра. Современные течения жанра ню. Обнажение как факт, смысловая идея. Основные техники, используемые при фотосъёмке портретов в жанре ню. Психологическая составляющая в работе фотографа, взаимоотношение фотографа и модели. Основные рекомендации по организации съёмочного процесса. Иллюстративный просмотр фоторабот мастеров фотографии.

Заня­тие 11. Тре­ни­ро­воч­ное практическое заня­тие. Фото­съёмка в жанре ню

с исполь­зо­ва­нием импульс­ных источ­ни­ков осве­ще­ния. Поня­тие о съёмке в высо­ком и низ­ком ключе.  Работа с ракур­сами, пла­нами, со сме­ной схем освещения, для создания чувственного и эмоционального портретного образа в жанре ню.

Заня­тие 12. Репор­таж­ная фотосъёмка .

Лекционное заня­тие. Репор­таж­ная фотосъёмка, репортажный портрет.   Возникновение, становление и развитие жанра. Современные разновидности репортажной фотографии. Осо­бен­но­сти и труд­но­сти при репор­таж­ной съёмке порт­рета, методы реше­ния про­блем. Необ­хо­ди­мое для репор­таж­ной съёмки обо­ру­до­ва­ние. Репор­таж­ная съёмка во время про­ве­де­ния тор­жеств и мас­со­вых мероприятий. Иллюстративный просмотр фоторабот мастеров фотографии.  Постановка задачи для выполнения домашнего тренировочного упражнения.

 

Заня­тие 13. Фотосъёмка портфолио.

Лекционное заня­тие.  Проверка выполнения домашнего задания студентами группы. Поня­тие о порт­фо­лий­ной фотографической съёмке. Различные виды портфолио, встречающиеся в современной фотографии и индустрии моды. Необ­хо­ди­мый набор обра­зов для созда­ния модель­ного порт­фо­лио. Определяющие и отличительные черты создаваемых портфолийных образов.  Работа над созданием обра­за, пред­ва­ри­тель­ная под­го­товка.  Исполь­зо­ва­ние дополнительных услуг специалистов-имиджмейкеров  для созда­ния образа модели.

Заня­тие 14. Тре­ни­ро­воч­ное практическое заня­тие. Фото­съёмка  простого модельного портфолио

с исполь­зо­ва­нием импульс­ных источ­ни­ков осве­ще­ния. Создание модельных и художественных образов.  Работа с ракур­сами, пла­нами, со сме­ной схем освещения.

Заня­тие 15.  Фотография в стиле  Фэшн.

Лекционное заня­тие.  Поня­тие о фэшн, бъюти и гла­мур­ной порт­рет­ной съёмке. История возникновения и развитие фэшн-фотографии, направления и стили на примерах мировых мастеров жанра.  Осо­бен­но­сти про­ве­де­ния реклам­ных и репор­таж­ных фэшн съё­мок. Организация съёмочного процесса на локейшн ( интерьер, архитектура, пейзаж). Состав съёмочной группы, обязанности участников съёмки, взаимодействие, психология общения, юридические вопросы. Оборудование для проведения  выездных  фотосессий. Иллюстративный просмотр фоторабот мастеров фотографии.

Заня­тие 16. Тре­ни­ро­воч­ное практическое заня­тие. Фото­съёмка  в стиле фэшн

с исполь­зо­ва­нием импульс­ных источ­ни­ков осве­ще­ния. Создание рекламных художественных образов.  Работа с ракур­сами, пла­нами, со сме­ной схем освещения.

Заня­тие 17. Постобработка.

Лекционно-практическое  заня­тие.  Спо­собы обра­ботки фото­гра­фи­че­ского мате­ри­ала в про­грамме Adobe  Photoshop .  Современные тенденции в постобработке. Исправ­ле­ние дефек­тов фигуры, журнальная  ретушь. Создание дополнительных эффектов освещения и цвета в фотографии. Работа с кор­рек­ти­ру­ю­щими сло­ями и масками.

 Заня­тие 18. Ито­го­вое заня­тие.

Под­ве­де­ние ито­гов учеб­ного курса, защита и обсуж­де­ние дипломных работ сту­ден­тов. Повто­ре­ние неко­то­рых основ­ных момен­тов обу­че­ния. Ответы пре­по­да­ва­теля на вопросы слу­ша­те­лей. Уста­нов­ле­ние кон­так­тов со слу­ша­те­лями для даль­ней­шего сотрудничества.