Курс профессиональной подготовки фотографов (1 и 2 ступень)

Ближайший курс:
Профессиональный курс (1 ступень)
Начало занятий:
20 мая 2015
Про­дол­жи­тель­ность:
30 занятий по 4 акад.часа
Рас­пи­са­ние занятий:
понедельник  с 19:00 до 22:00
среда                 с 19:00 до 22:00
четверг             с 14:00 до 18:00
Сто­и­мость курса:
19 900  рублей

Для наших студентов скидка -10% !

 

Мастер-преподаватель – Петров Николай Михайлович.

30 занятий, 120 ак.часов, общий период обучения – 75 дней (3 занятия в неделю):

Курс предназначен для начинающих и опытных фотографов, желающих приобрести комплексные знания для разносторонней фотографической практики с учетом профессиональных требований к съемке.

Для удобства слушателей курс разделен на две ступени (по 15 занятий) –

 На первой ступени внимание уделяется работе с камерой, режимам и настройкам, теоретическим, юридическим вопросам работы фотографа, фотоэстетике и основам работы в фотостудии и на пленэре, а также теорию композиции.

На второй ступени упор сделан на практическую жанровую фотографию, различные виды студийной, репортажной и архитектурно-пейзажной съемки.

Слушатели имеют право выбора обучения на любой ступени, а также на последовательно на первой и второй ступени.

 

 

 

Как мы будем работать: 

- теоретические занятия (лекции и вопросы слушателей) проводятся в классе с использованием

иллюстраций, в т.ч. работ слушателей;

- выездные практические съемочные занятия проводятся группами, мероприятия

могут предлагаться слушателями с учетом фотографического жанра;

- студийные практические занятия проводятся группами в оборудованной студии,

слушатели имеют возможность приглашать на съемку моделей, визажистов, использовать собственный реквизит и макияж;

- в студийной съемке могут принимать участие визажисты и, в качестве моделей, – актеры;

- лабораторные занятия (в том числе обсуждение отснятых слушателями материалов) проводятся в оборудованном классе и студии;

- в студии имеются фотокамеры и аксессуары, которые могут быть использованы слушателям;

- все желающие пройти предварительное собеседование (для определения специфики и возможности обучения) приглашаются до начала курса на личную встречу с преподавателем в согласованное с ним время. 

Слушателям, обучающимся на данном курсе, рекомендуется иметь: 

- практический опыт фотосъемки не менее 1 года (профессионального опыта работы не требуется);

- цифровую зеркальную фотокамеру (любого класса);

- внешнюю навесную фотовспышку;

- штатив;

- небольшой архив собственных фотоизображений для анализа и обработки;

- опыт элементарной обработки фотоизображений в любом компьютерном

редакторе. 

На занятиях даются рекомендации по приобретению недостающего оборудования, оптики

и программного обеспечения.

Первая ступень (15 занятий)

Занятие 1, теоретическое. Общая теория фотографии. Фотоэстетика. История фотографии.

Особенности данного курса обучения. Систематичность курса.

Профессиональная и любительская фотография.  Профессионализм в фотографии.

Съемка и обработка фотографий – проблемы качества и выбора.

Теоретические и практические знания современного фотографа. Психология. Эстетика. Физика. Оптика. Технические знания. Компьютер.  Юридические знания.

Сведения по истории и теории изобразительного искусства.

Организация работы настоящего курса. Анализ фотографий и фотосессий, выполненных слушателями самостоятельно и на курсах. Сбор и обработка фотографий. Фотомодели.

Практические занятия и их организация для данной группы слушателей. Участие в фотовыставках.

Литература. Книги по фотографии.  Журналы.  История обучения фотографии и действующие фотошколы.

Интернет и его значение для современной фотографии и работы фотографа.

Фотобанки (в т.ч. микропейментовые). Современные мультимедийные средства презентации фотографий (фотокниги, виртуальные фотоальбомы, слайдфильмы).

Основные понятия фотоэстетики. Восприятие и образ. Законченность образа. Теория образа в изобразительном искусстве и в фотографии.  Понятия катарсиса и мимезиса.  Фотография и фотоизображение.  Изображение, его виды и способы передачи. Информационная и художественная специфика фотоизображения и фотообраза.  Уникальное сочетание художественности, документализма и виртуальности фотографии. Фотореализм и его уникальность. Реалистичность и образность в фотографии. Понятие и метод фотографического контраста (сопоставления).  Время в фотографии (историческое, психологическое, бытовое). Мгновение и фотодинамизм. Динамическая (репортажная) и статическая (образная) составляющая фото.

Фотография как средство познания человека, жизни, общества и способ самовыражения.
Фотография и зрение.  Чувства, зрительное чувство и восприятие. Роль зрения в эволюции человека и значение зрительного образа. Глаз, образ и умозрение. Миниатюризация. Плоскость, пространство и умозрение. Абстрагирование и мышление в зрительном образе.  Зрительное восприятие человека и животных. Феномен зеркала.  Глаз как оптическая система. Тональность как основа зрительного восприятия. Тон, полутон и графика. Тон и цвет. Цветное зрение и восприятие.  Лаконизм фотообраза и главный объект изображения. Критерий простоты в фотоизображении. Феномен черно-белой фотографии. Подразумеваемое, достраиваемое и намёк. Символизм в фотографии. Тема, сюжет и фабула в фотографии. Классификация фотографии. Техническая, художественная и репортажная фотография. Фотографические жанры (портрет, пейзаж, архитектура, натюрморт, репортаж, рекламная, репродукционная, предметная, макро, ночная, панорамная и т.п.).  Жанровая фотография.

Основные понятия съемочного процесса. Объекты и главные объекты в фотоизображении, композиция, экспозиция, формат, план, ракурс, цвето-световая обстановка, целевой фактор. Композиционный центр и главный объект.

Цифровая и пленочная фотография – их соотношения, преимущества и особенности.

Учет требований заказчика к профессиональным фотографам.

Фотограф как автор произведения.  Индивидуальный стиль фотографа. Единство замысла и оригинального композиционно-технического решения. Внимание, наблюдение, сосредоточение, медитация в работе фотографа. Фотографическое видение фотографа, его применение и тренировка. Фотографическое мышление. Фотограф Прокудин-Горский.

Психологические портреты слушателей на основе анализа их авторских фотографий.

Умение фотографа предвидеть и строить план съемки. Кадрирование.

Психологические особенности жизни и поведения фотографа на съемках.

Продвижение имени фотографа. Фотобанки.  Персональные сайты фотографов.

Правовые вопросы деятельности фотографа. Проблема правового вакуума и необоснованных запретов на съемку. Авторские и исключительные (имущественные) права фотографа.

Гражданский кодекс РФ (ч.4) о правах фотографа (ст.1259 об объектах авт. права, ст.1263 об аудиовизуальном произведении, ст.1265 – право на имя, ст.1270-1302 об авторских и исключительных правах), проблемы нарушения фотографом неприкосновенности частной жизни. Правовые аспекты съемки людей и объектов в общественных местах.

Фотограф как частный предприниматель и сотрудник организации.
Договорные отношения фотографа с организациями и заказчиками.  Где работают современные фотографы. Рекомендации по трудоусройству.

Работа с моделями и права на фотоизображения. Релизы, доверенности, соглашения.

Краткая история развития фотографии и фототехники.
Фотография как социальное и художественное явление. Основные этапы развития. Революции в фотографии. Светочувствительные материалы. Аксессуары фото. Фотолабораторный процесс. «Мокрая» фотография. Возникновение профессии фотографа и сопутствующих профессий. Цеховая организация фотографов сегодня и раньше. Что нужно знать современному фотографу об истории фотографии. Чего ожидать в будущем? Знаменитые мастера фотографии. Фотоэстетический анализ.

Как стать профессиональным фотографом.

Занятие 2, теоретическое и лабораторное.  Съемочный процесс и фотоаппаратура. Обзор фототехники слушателей курса.

Съемочный процесс и его контроль.
Виды фотокамер. Фирмы, цены.

Дальномерные, зеркальные, шкальные камеры.

Климатические условия применения. Фирменные гарантии.

Анализ фотокамер, оптики и аксессуаров, имеющихся у слушателей курсов.
Проведение сравнительного и тестового (по ходу обучения) анализа фотокамер.

Основные узлы фотокамеры. Скорость работы камер. Скорость фокусировки.

Историческое развитие фотокамеры. Сравнение современных и старых фотокамер.

Затвор, виды затворов (шторный, центральный, ламельный).

Недостатки в работе затворов. Запаздывание затвора. Ремонт затворов.

Скоростные характеристики фототехники (включение, затвор, фокусировка, запись данных).

Регулируемые параметры съемки, влияющие на качество изображения.

Режимы работы камеры и их практическое применение.

Автоматические и ручные режимы. Многокадровая съемка.

Использование режимов с приоритетом выдержки и диафрагмы.

Полностью ручной режим съемки и его корректное применение.

Понятие экспозиции. Освещенность (люксы), яркость (канделы), контрастность и динамический диапазон (фотографическая широта). Диафрагма, выдержка и светочувствительность.

Экспозиция и качество съемки. Экспозамер и его варианты. TTL-экспозамер.

Экспокоррекция. Постоянная экспозиция. Эффект Шварцшильда.

Экспонометры. Флэшметры.

Светочувствительность и качество изображения.

Брэкетинг экспозиции. HDR-съемка. Получение технически сбалансированного фотоизображения.

Гистограммы и их анализ. EXIF-файл и информация о фотокадре.

Использование штатива, фототросика, дистанционного пульта.

Индивидуальная настройка камеры.

Чистка сенсора цифровой камеры от пыли.

Прошивка камеры и ее исполнение. Юстировка камеры и объективов.

Фотоизображение и его формирование на светочувствительных элементах. Чувствительность к цветам (ортохроматические, панхроматические и др. фотоматериалы). Фотоэмульсии.

История светочувствительных носителей – дагерротип, пластинка, пленка, матрица. Негативы и позитивы. Слайды. Форматные пленки.

Художественные, технические и исторические особенности фотоизображений.  Техника и эстетика.

Матрица и пленка. Плюсы и минусы. Кроп-фактор.

Виды, размеры, качество сенсоров. CCD, super-CCD, faveon, CMOS-матрицы. Цифровые «задники».

Передача цветов на матрице. Фильтр Байера, низкочастотный фильтр. Проблемы резкости и цветопередачи.

Матричные пикселы, их строение и взаимодействие. Пиксельный шум и блюминг.

Разрешение матриц.

Фокусировка. Художественные и технические основы. Фокусировочные точки и их комбинирование.

Виды точек. Крестообразные и двойные крестообразные точки. Режимы фокусировки. Контрастная, фазовая и гибридная система фокусировки. Интеллектуальный и следящий (динамический) автофокус. Точечная и зональная фокусировка. Тренажеры фокусировки.

Тестирование камер на бэк- и фронт-фокус.

Глубина резко-изображаемого пространства (ГРИП), ее зависимость от свойств объектива, камеры и съемочного процесса.  Счетчики ГРИП. Гиперфокальное расстояние. Шкалы ГРИП на объективах. Художественные особенности размытия заднего плана. Тест на ГРИП.

Проблема отделение фигуры от фона (размытие, виньетирование, выхватывание, масштабирование).

Флэш-карты и их типы. Скорости записи и воспроизведения. Eye-флэшки. Wi-fi передача данных.

Калькуляция необходимого для профессионального фотографа оборудования.

Занятие 3, практическое.  Режимы фотосъемки (съемка в городской среде).

Первый выход группы на практическую съемку. Определение маршрута и постановка задач. Освоение навыков быстрой и эффективной работы с фотокамерой.

Анализ погодной и цвето-световой обстановки, выбор оптимальных параметров для камеры. Отработка различных режимов фокусировки (точки, зоны и типы), экспозамера, экспокоррекции, «проводки объекта», ГРИП, отделения объектов от фона, фокусировки-расфокусировки, гиперфокального расстояния, обрамления, переходов между различными съемочными режимами, брекетинга, применения различных значений ISO, тестовая съемка разными камерами и объективами с применением и без режимов «шумодава» и режима «приоритета светов», съемка «репортажного портрета». Взаимосвязь режимов AV/TV.  Специфика использования коротких и длинных выдержек. Практика применения светофильтров. Динамическое зуммирование, повороты объектива.

Обзор меню фотокамеры.  Качество файлов, баланс белого, экспозиция, ручные, программные и творческие съемочные зоны, цветовые пространства, стили изображения, работа с монитором камеры, гистограммы, получение информации о съемке, нумерация файлов, форматирование и флэш-память, управление встроенной вспышкой, пользовательские настройки, опция «безопасный сдвиг», переключение экрана фокусировки, подтверждение подлинности, отражение гистограммы, формирование пользовательского меню и персональных режимов съемки.

Занятие 4, лабораторное и теоретическое.  Изображение, свет, цвет и фотооптика.

Анализ фотоизображений, сделанных на предыдущем занятии.

Глаз и объектив. Сравнительный анализ.

Понятие фокусного расстояния. Диафрагма и светосила. Нодальная точка и фокусное расстояние.

Угол обзора.

Объективы. Особенности съемки различными объективами. Изменение глубины резкости, масштаба, пропорций, перспективы. Художественные эффекты объективов различных типов. Широкоугольные и длиннофокусные, панорамные, портретные объективы.  Объективы типа «рыбий глаз», лэнзбэби, монокуляр, пин.  Специальные объективы для цифровых фотокамер.

Виды линз.  Группы линз в объективе. Формирование изображения в объективе.

Менисковые, асферические линзы. Просветление линз и типы линз.

Объективы анастигмат-триплет. Историческое развитие фотооптики.

Виды креплений объективов к корпусу. Байонеты.

Shift-Tilt-объективы.

Подбор оптики к фотокамерам слушателей. Практические рекомендации.

Просветление объективов. Старые и новые объективы.  Разрешение. Светосила. Сферические и хроматические аберрации. Дисторсия. Кома. Астигматизм.

Фирмы, цены. Рекомендации по приобретению и проверке объективов и оптики, с учетом соотношения цена/качество.

Фотофильтры и аксессуары – промежуточные и оборачивающие кольца, бленды, конверсионные и поляризационные фильтры, промежуточные меха, телеконверторы, экстендеры, насадочные линзы.

Поляризационные и конверсионные светофильтры.

Калибровка фотокамер и фотообъективов. Калибровка мониторов и принтеров.

Природа света. Электромагнитное поле.. Яркость. Контраст. Освещенность. Свет и изображение.

Цветовая температура (1800-20000 К), параметр майред (1000000/К).

Баланс белого. Брэкетинг баланса белого. Замер экспозиции и 18% шкала серого. Автоматическая и ручная установка баланса белого. Цветовые мишени.

Естественный и искусственный свет.

Прямой, отраженный, поляризованный свет.

Соотношение света и цвета, тональной и цветовой структуры.

Восприятие цветов в диапазоне 400-700 нм.  Основные (аддитивные) и дополнительные (желтый, голубой, пурпурный) цвета. Сложение и наложение цветов. Явление метамеризма. Остаточные (противоположные) цвета на сетчатке глаза. Симультанность.

Ультрафиолетовый, инфракрасный, зеленый цвета.

Съемка в инфракрасных лучах.

Цветовой круг. Сочетаемость цветов в композициях. Цветовая гармония. Выразительность. Цветовые предпочтения. Ахроматические и аспектральные цвета.

Холодные и теплые цвета. Их гармоничное сочетание. Цветовое трезвучие.

Цвето-световая обстановка, ее оценка и учет в практике фотографа.

Цветовое доминирование. Цветовая структура снимка. Цветовые массы и их распределение в зависимости от предметности и жанра. Пропорция ЖКС 3-6-8. Цвет в передаче перспективы.

Локальный (предметный) цвет и его передача. Цветовая экспрессия и динамизм.  Цвет и формы (подчинение и подавление).  Цветовые оттенки, светлота, насыщенность и яркость (жёлтый: 9, оранжевый: 8, красный: 6, зеленый 6, синий: 4 фиолетовый: 3).

Зависимость от фона и формы. Компенсация яркости светлотой.

Виды цветовых контрастов (цветовых сопоставлений, светлого и тёмного, холодного и тёплого, дополнительных цветов, симультанный, цветового насыщения, цветового распространения).

Занятие 5, лабораторное. Фотостудия. Студийное оборудование и свет.

Осветительные приборы в студии. Их основные узлы. Световые элементы. Софтбоксы. Каркасное (навесное) и стоечное оборудование. Фоны. Рассеиватели, диффузоры, экраны.  Световые схемы, используемые в студии.

Виды студийного света. Заполняющий, рисующий, моделирующий, контровой, контражурный, фоновый, акцентный свет.

Понятие направленного сета. Передний, боковой, верхний, нижний, задний свет. Угол и степень освещения.  Подсветки.

Освещение: количество, распределение, направление.

Естественный и искусственный, постоянный и импульсный свет. Управление импульсным освещением. Насадки, шторки, фильтры, байонеты, «соты», «стрипы» и «споты», ведомые и ведущие вспышки, фотозонты, отражатели и затемнители, фотобоксы (лайт-кубы) и предметные столики. Подвесная потолочная система.  Домашние студии и комплекты выездного осветительного оборудования. Рекомендации по приобретению.

Установка световых приборов и порядок их применения. Разработка световых схем. Освещение лица. Горизонтальное и вертикальное световое моделирование. Цветовые фильтры и подстветки.

Экспонометрия в студии. Флэшметр. Точечный экспозамер.

Установка баланса белого вручную (по тестовому замеру) и по мишеням.

Практическая съемка в студии с использованием студийного оборудования.

Отработка различные схем постановки света. Заполняющая схема. Работа с одним источником. Диагональная схема. Задне-боковое освещение. Верхний и нижний свет. Работа с тенями на лице моделирующим (встречным) светом. Комбинирование источников света. Освещение фона и фоновое пятно.

Занятие 6, теоретическое и практическое.  Теория портрета в фотографии. Портретная съемка в студии (общие вопросы).

Виды портретов. Модель и фотограф. Информация о них.
Психологический и линейный портрет. Портрет в искусстве.

Индивидуальный, парный, групповой портрет, автопортрет.

Гендерный портрет.  Мужской, женский, детский портрет. Портреты пожилых людей.

Портретный жанр. Драматический, романтический, сентиментальный, энергичный, мрачный, деловой, юмористический, натуралистический, ню. Портрет в интерьере.

Детали. Портрет на природе. Характерный портрет.

Композиция в портрете. Портретные планы.

Главный объект (лицо или), поза (изгибы, шея, ноги, повороты), детали, свет, цвет, экспрессия, ракурс, фон, размытие, тональность, точка съемки). Реквизиты.

Кадрирование. Правило 1/3. Использование центра кадра. Смещение и динамизм. Экспрессивные подрезки в портрете. Целостность портретного образа.

Пространства в портрете.

Портретная рамка.

Портретный ракурс (фас, профиль — спереди и сзади, полупрофиль, ¾ профиля).

Оптическая ось съемки. Ракурс съемки, верхние, нижние, боковые точки. Специфика передачи деталей лица, тела, глаз.  Лицевые тени в портрете. Треугольник Рембрандта. Правильное выстраивание теней. Бестеневой портрет.

Портретный стиль. Высокий и низкий ключ. Контурный, силуэтный портрет. Световой шнур (контур).

Цветовые схемы. Холодное и теплое. Локальный, доминирующий и изолированный цвет.

Классический портрет. Строгость. Простота как принцип.

Теория линий. Линии как доминирующий элемент формы. Линии лица, рук, деталей.

Главная лицевая линия.

Как добиться четкости контурных линий.

Схемы освещения. Осветительные приборы, подсветки, световые отражатели.

Голливудская схема. Позиция 45° и1 м.

Виды освещения. Использование вспышки. Подсветки деталей.

Схема освещение «из окна».

Модель. Изучение поведения, характера. Психология общения. Раскрепощение.

Прыжки.

Анализ лица. Улыбка (и зубы). Выражение лица. Асимметрия, ее использование.

Волосы, руки, глаза, губы.

Тень от фигуры и ее использование.

Портрет Монте – мужская (основная) и женская (к высокому плечу) поза. Наклон тела, плечи (30-45 гр) низкое (дальнее) и высокое плечо, склонение головы. Наклон и позиция камеры.  Взгляд модели (в объектив, поверх, скользящий, в сторону). Ракурс съемки. Нюанс в портрете.

Грим, прическа, одежда, аксессуары. Стилистика. Визаж.

Практическая съемка в студии.

Занятие 7, теоретическое и практическое. Архитектурно-пейзажная съемка.

Сочетание природы, перспективы, человека и их взаимосвязи.

Документальный и художественный пейзаж.

Проблема незримого присутствия человека. Проблема «чистого» пейзажа.

Гармония. Статика и динамика. Симметрия. Равновесие. Таинственность.

Разные гармонии – конфликт пейзажной фотографии. Местность. Ландшафт.

Главные составляющие природы: стихии (небо, земля, вода, живое, человеческое – техническое и одушевленное).

Взаимодействие и самостоятельность стихий.

Специфика взаимодействия пейзажных объектов.

Линейная структура. Пространственная структура. Структурные подобия.

Особенности пейзажной композиции: планы, ярусы, точки съемки, золотое сечение, линия горизонта. Проблема равновесия композиции в пейзаже. Проблемы размытия планов.

Свет и освещение. Естественное освещение – время года и суток, пасмурность, сумерки и солнечность, лунный свет, цветовая температура, угол солнечного освещения, фронтальный, боковой и контровой свет, подсветки от снега и других поверхностей, световые и цветовые блики.

Затемнение неба и выделение облаков. Высветление нижнего яруса. Светофильтры.

Искусственный свет и его балансировка. Создание световых эффектов фильтрами и движением. Инфракрасный пейзаж. Черно-белый пейзаж.

Естественное удержание взгляда в кадре, Треугольная траектория рассматривания.

Опорные точки, обрамления (листвой и др.), чередования.

Отдельные пейзажные и природные элементы – листва, стволы деревьев, кроны, трава, линии вод, небо, облака, солнце на небе (и солнечные лучи), тени и их длина, горы (вершины и небо), водная гладь (и отражения), река, ручей, водопад, капли, лужи, ветер, архитектура и детали, воздушная толща, небо, радуга, солнце, луна, дождь, снег, молния, лед, иней, туман, воздушная дымка, трава, грибы, мох, животные и насекомые. Макросъемка.

Панорамная съемка. Горизонтальные, вертикальные, круговые и объемные панорамы. Штатив и штативная головка. Панорамная головка. Панорамная линия. Средняя экспозиция. Перекрытие кадров.

Специфика съемки ночью. Штатив. Управление камерой. Выдержка и диафрагма. ГРИП. Блокировка зеркала. Баланс белого. Точка съемки и ракурс.

Съемка «под день» и «под ночь».

Отдельные сюжеты – дом в лесу, дерево на холме, звездное небо. Ночные огни. Фейверки.

Лунная и солнечная дорожка. Панорама. Тоннельный эффект.

Выдержка (и скорость движения), заморозка объектов,

Четкость и размытость. Зернистость. Дымка.

Фокусное расстояние – сжатие и раздвижка перспективы.

Фокусировка, ГРИП и гиперфокальное расстояние.

Экспозиция. Точечная и усредненная экспозиция в пейзаже. Экспозамер. Экспокоррекция по главным элементам.

Оборудование: камера, объективы, светофильтры. Объектив «рыбий глаз».

Панорамная съемка. Зенит и надир.

Выход на практическую съемку.

Занятие 8, практическое и лабораторное.  Портрет в фотографии (линейное решение).

Анализ фотоизображений, сделанных на предыдущем занятии.

Работа фотографа со стилистом. Разработка идеи и линейного образа портретируемого.

Совместная разработка творческого проекта. Совместная работа слушателей и визажистов по выработке креативной идеи.

Одежда и макияж.

Раскраска лица. Правила постановки света при линейном способе портретирования.

Практическая съемка модели. Коррекция образа.

Занятие 9, теоретическое и практическое. Портрет в фотографии (психологическое решение).

Анализ фотоизображений, сделанных на предыдущем занятии.

Живописный образ портретируемого, решаемый исключительно световой схемой. Определение световой схемы и ее реализация.  Получение объёмов лица и фигуры светотенью. Отражение характера и передача образа портретируемого.  Светотеневой и светотональный способ создания объемного освещения лица. Работа с тенями на лице. Оптическая ось съемки и другие оптические оси (расположения лица, фигуры, направление взгляда и т.д.).

Занятие 10, лабораторное и теоретическое. Фотографический репортаж.

Анализ фотоизображений, сделанных на предыдущем занятии.

Специфика фотожурналистики. Обмен фотоинформацией.

Возникновение фотожурналистики и общественная потребность в ней.

Краткая история репортажной фотографии.

Отличие от других фотографических жанров. Специфика работы фотографа-журналиста. Фотокорреспондент. Понятие репортажа.

Актуальность, быстрота и мобильность. Современные технические средства обеспечения.

Экипировка фотожурналиста.

Виды фотожурналистики – газетный, журнальный, тематический (события, природа, общественные явления, политический и новостной стиль). Фотожурналистика в науке, искусстве, на войне, театре и кино и т.п.
Фотоинформация и иллюстрация.

Тематический фотоочерк.

Фоторепортаж (в т.ч. постоянных событий). Свадебный фоторепортаж.

Фотоальбом и его подготовка. Компьютерные средства обработки.

Фотографические акции крупных событий (фестивали, и т.д.)

Работа фотожурналиста в экстремальных условиях.

Проблемы композиции в репортажной и художественной фотографии.

Подготовка к совместному фоторепортажу, разработка тема, плана действий, распределения обязанностей и т. п.

Сбор материалов слушателей, выполненных ими индивидуально.

Занятие 11, практическое. Репортажная фотосъемка (городская среда).  Репортажный портрет.

Выход группы на репортажную сьёмку в оживленном общественном месте.  Формирование темы и способа действия.   Съемка репортажных портретов (крупные и общие планы).  Связь индивидуального образа и окружающих событий в репортажном портрете.

Занятие 12, лабораторное и теоретическое. Свадебно-юбилейная тематика.

Анализ фотоизображений, сделанных на предыдущем занятии.

Виды свадеб (в т.ч. национальные) в Москве. Переговоры. Образцы. Совместное планирование. Погода. Места посещения.

Необходимое оборудование. Компьютер. Редактирование фото.  Конечная продукция.

Планирование съемки. Этапы (сборы, выкуп, дорога, ЗАГС, гуляние, постановочная, банкет, групповые). Объемы работ. Распределение ресурсов. Связь с видео.

Знаменитые мировые мастера свадебной фотографии. Просмотр и анализ фильмов о них.

Занятие 13, практическое. Пейзажная фотосъемка. Съемка природы. Панорамная съемка. Жанровая макросъемка.

Выход группы на пейзажную съемку в один из парковых ансамблей г. Москвы

Пейзажное портретирование. Макросъемка на природе (насекомые, растения).

Съемка портретов «на природе» с использованием приспособлений (отражатели, вспышки и т.д.).

Панорамная фотосъемка.

Занятие 14, лабораторное.

Анализ фотоизображений, сделанных на предыдущем занятии.

Занятие 15, практическое. Репортажная съемка – результат коллективной работы фотографов. Создание музыкального слайд-шоу.

Выход группы на съемку репортажного события (спортивного соревнования, концерта, представления, выставки и т.п.).

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ

Занятие 16, лабораторное и теоретическое. Композиция в фотографии.

Определение композиции и ее значение в изобразительном искусстве.

Композиция и ориентация, психологическая опора восприятия. Предмет и образ.

Распознание, узнавание, интерпретация. Целостность композиции. Гармония.

Оптические и смысловые парадоксы восприятия и распознания. Неопределенность как образ. Распад композиции.

Виртуальность образа и его жизненная сила. Виртуальные картины (созвездия и др.)

Парадоксы подразумеваемого. Ожидаемое и подсознательное.

Избыточная активность сознания – ключ к пониманию образа.

Соединение сознания с окружающим миром в образе.

Образ и изобразительное пространство. Изобразительная плоскость (ИП). Моделирование ИП. Кадрирование.

Формат плоскости (квадратный, горизонтальный, вертикальный, панорамный) и его зависимость от изображаемого объекта.

Изобразительное пространство, изображаемое, содержание изображения и их композиционное единство. Где. Что. Как. Когда. Их связи. Их форма и содержание (неразрывность). Системность и информационная составляющая ИП. Информационная избыточность. Изменение содержания изображения в зависимости от времени, обстоятельств и смотрящего.

Связь фотоизображения с жанром, темой, сюжетом и стилем.

Формальный аспект ИП (где). Граница и рамка изображения. Паспарту, его цвет и размер. Формат кадра. Формальный стиль – выбор средств изображения (оптика, цветность, компоновка, конструкция). Отношение границы к композиции и содержанию изображения. Зональная структура.

Динамика и статика. Линейная структура. Пространственные и соединительные (художественные) линии. Пластика. Линейная группировка объектов. S-образные линии в композиции.

Типология и типы объектов в ИП. Ритмические структуры. Ритм и метр.

Золотое сечение, его открытие и значение. Пространственные зоны. Поведение объектов в различных зонах ИП. Правое-левое. Верх-низ. Центр ИП. Диагонали и их значение. Главные-вспомогательные и восходящие-нисходящие диагонали. Линии и движение в кадре. Фотограф Родченко.

Содержательный аспект ИП (где). Понятие среды происходящего. Среди чего.

Подавление средой и подчинение среды. Соотношение видимой и подразумеваемой (смысловой и/или закадровой) составляющей.  Среда и фон.

Пустота. Теория пустой среды в китайской живописи. Порождающая и подавляющая пустота. Теория хаоса. Леонардо-да-Винчи о хаосе и его наблюдении.

Пространство, его роль и передача в фотоизображении. Перспектива. Теория перспективы. Прямая и обратная перспектива. Иконопись. Линейная и нелинейная перспектива. Целостность и дробность пространства. Проблема объемности и плоскостности фотоизображения и зрительного восприятия.

Передача глубины пространства и ее признаки (масштабность и размер, тон, цвет, размытие и заслоняемость объектов).

Планы фотоизображения – ближний, средний и дальний. Вертикальные планы (ярусы). Эффект бокэ.

Занятие 17, теоретическое. Композиция в фотографии (продолжение).

Состав изображения (что).

Парадокс количества изображенного. Восприятие изображенного. Зрительный вес объектов. Главные и неглавные объекты. Цельность, единый образ изображения и новая информация в изображении. Пропорциональное распределение объектов в ИП. Опорные точки.

Теория «пятен».

Выделение главных объектов – обрамление, выхватывание, виньетирование.

Гиперактивность объектов — разнородное сложение разнородных. Взаимопорождение объектов. Фотографический метод «сложения». Форма и содержание. Системное складывание и разложение объектов.  Иерархичность. Агрегация.

Общие принципы отражения объектов в ИП – цельность, ясность, расположение, включенность, выделение.

Физиопластика и идеопластика.

Взаимодействие объектов (как).

Связи (в т.ч. перцептивные), движения, смыслы (взаимодействие с наблюдателем).

Формальный аспект взаимодействия (по форме, цвету, тону, размеру, чёткости, функциональности, местоположению в ИП) – варианты сходства, намека и противоположности формальных связей. Паразитные связи.

Содержательный аспект взаимодействия (по характеру действия, эмоциям, позе, напряжению, смыслу, сюжету, акценту, расположению среди объектов) — варианты синхронности, подразумеваемости (закадровости) и противодействия.

Устойчивые и неустойчивые связи. Перцептивные и смысловые связи.

Применение фотографического метода контрастов-сопоставлений. Подобие и комплиментарность.

Группировка объектов. Стилевые массы.

Формальные группы объектов (упорядоченные, диффузные, локальные, акцентные, противопоставленные, дополняющие).

Тональная, цветовая и геометрическая стилевая масса.

Объект, образ и знак.

Проектуальность (акцентированность) объектов. «Невидимые» (подразумеваемые) объекты. Системный фактор взаимодействия.

Иконические, символьные, указательные, индексные знаки в фотоизображении.

Время (когда).

Прозрачность времени. Историческое, бытовое и психологическое время.

Предстоящее и истекшее. Быстрота течения времени (скоротечность). Мимолетность.

Статичность, вневременность. Динамизм, звучание, сценичность изображения.

Композиция как единство элементов. Гармоничность. Взаимное следование и связь элементов. Композиционный баланс. Пропорциональное расположение, простота, подразумеваемость, прозрачность смысла. Композиционный центр. Замкнутая и разомкнутая композиция.

Равновесие в композиции. Композиция «весы» и «треугольник». Опорные точки в кадре.

Симметрия и асимметрия.

Занятие 18, лабораторное и теоретическое. Фотовспышка.

Анализ фотоизображений, сделанных на предыдущем занятии.

Фотовспышка и ее предназначение. Виды вспышек и их применение. Ведущее число. Конструкция вспышки. Экспокрррекция вспышки. Режимы синхронизации. Высокоскоростная синхронизация. Съемка по второй шторке. Мультиэкспозиция. Стробоэффекты.

Групповое применение вспышек в режиме «master-slave». Трансмиттеры. Управление удаленными вспышками. Группы и каналы ведомых вспышек. Кольцевая насадка на вспышке.

Насадки и рассеиватели для вспышки. Использование фотовспышки ночью, при солнечном свете, в качестве ведущей и ведомой. Синхрокабели. Ручная коррекция мощности импульса и цветовой температуры.  Режим фиксации зеркала.

Занятие 19, практическое. Ночная съемка (городская среда).

Выход группы на съемку ночного городского пейзажа. Экспозиция и цветовая температура ночного кадра.

Панорамная съемка ночного города. Специфика отражения деталей ландшафта. Длинные выдержки и использование штатива. Отражение «световых линий». Специфика ночной светотени. Ночные контрасты.

Работа в режиме лайф-вью. Контроль по монитору камеры.

Применение навесной фотовыспышки в режиме «вторая шторка».

Занятие 19, практическое. Художественный образ в портретной фотографии. Съемка тела.

Заливной и объемный характер освещения. Контраст и расстояние до источника света. Исчезающий свет, контурное освещение, силуэтный портрет. Практика различных схем портретного освещения.  Специфика съемки человеческого тела. Специфика постановки света.  Ростовой портрет. Групповой портрет.  Характерный портрет. Портрет в интерьере. Детали и атрибуты.

Занятие 20, лабораторное.

Анализ фотоизображений, сделанных на предыдущем занятии.

Рекомендации по съемке архитектурного ансамбля.

Занятие 21, практическое. Съемка архитектурного ансамбля.

Выход группы на архитектурную съемку в один из архитектурно-парковых ансамблей г. Москвы.

Архитектурная деталь и ее фотоизображение. Специфика съемки зданий, архитектурных элементов и ансамблей. Архитектурная среда и ландшафт. Проведение тематической архитектурной съемки.

Занятие 22, лабораторное и теоретическое. Предметная съемка

Анализ фотоизображений, сделанных на предыдущем занятии.

Специфика предметной и натюрмортной съемки. Приспособления.   Постановка света. Световые схемы. Понятие рекламной (каталожной съемки).

Занятие 23, практическое. Рекламная и предметная съемка в студии. Натюрморт. Макросъемка. Световая кисть.

Съемка слушателями предметов на предметных столах, в лайт-боксах. Формирование композиции в предметной съемке (натюрморте).  Специфика каталожной съемки для рекламных агентств и журналов.

Приемы использования световой кисти.

Занятие 24, лабораторное.

Анализ фотоизображений, сделанных на предыдущем занятии.

Занятие 25, практическое. Репортажная съемка – результат коллективной работы фотографов. Создание музыкального слайд-шоу.

Выход группы на съемку репортажного события (спортивного соревнования, концерта, представления, выставки и т.п.).

Занятие 26, лабораторное

Анализ фотоизображений, сделанных на предыдущем занятии. Отбор кадров для создания тематического музыкального слайд-фильма. Совместная работа над его созданием. «Мозговой штурм» участников.

Занятие 27, практическое.   Единство природно-архитектурной среды.

Съемка в одном из парковых ансамблей Москвы или Подмосковья.  Формирование тематического фотоальбома.

Занятие 28, лабораторное и практическое. Фотографический портрет. Индивидуальный стиль фотографа.

Анализ фотоизображений, сделанных на предыдущем занятии. Отбор материалов и формирование тематического фотоальбома.

Самостоятельная съемка индивидуальных и групповых портретов в нескольких студиях (фотографы рассредоточиваются) для работы с несколькими моделями. Стилистическая и фотографическая составляющая.  Работа над характером портретируемого. Подготовка портфолио и виртуального фотоальбома для модели.

Занятие 29, лабораторное и теоретическое.  Комплексный анализ фотоизображения. Периферийное оборудование в работе фотографа.

Анализ фотоизображений, сделанных на предыдущем занятии. Анализ макетов альбомов и портфолио.

Комплексный анализ фотоизображений. Освоение методов анализа (на конкретных примерах фотографий слушателей), включая психологический портрет авторов фотоизображений. Приемы рассматривания фотоизображений (перевертывание, перекрытие и т.п.). Верстка, макетирование и дизайн фотопродукции. Коллажирование. Единство текстовой и визуальной информации. Роль названия в фотоизображении. Конструирование фотоназваний.

Периферийное оборудование и его обзор – компьютеры, накопители информации, мониторы, принтеры, сканеры. Печать фотографий. Фотолаборатории в Москве.

Занятие 30, заключительное.

Ответы на вопросы слушателей.  Анализ фотоизображений.  Анализ проведенных занятий.

Практические рекомендации каждому слушателю курса. Подведение итогов. Установление контактов со слушателями для дальнейшего сотрудничества.