Статьи
3 февраля 2016Раздел: Статьи
Тревел-фотография. Особенности применения фототехники.

Мощное развитие современной туристический индустрии привело к тому, что все большее число людей становятся туристами и путешественниками. И, конечно, кому не хочется сделать хорошие фотографии во время путешествия!

При этом нас, путешественников, подстерегает старая проблема — если снимать — то ничего не увидим, если смотреть — то ничего не снимем! Как решить эту дилемму?

Для начала — давайте прекратим бездумно «щелкать», и начнем внимательно смотреть на то, что снимаем. Не будем спешить! Тем более, это относится к тем, кто бывает на фототурах. Правильно увидеть и понять будущий кадр — это половина успеха при фотосъемке. При этом надо учесть, что специфическими объектами при тревел-фотосъемке будут архитектурные памятники, оригинальные ландшафты, стрит-фото, персонажи людей данной местности и элементы национального колорита.

Фотография в путешествиях

Для того, чтобы наша фотосъемка выглядела как законченный фотоочерк, нужно, чтобы все перечисленные объекты были представлены в той мере, в какой мы определяем их значение для данной страны или местности. Не забудем также, что сами путешественники тоже должны быть запечатлены. Количество отснятого материала, если только вы не обслуживаете какую-либо редакцию или журнал, вряд ли должно быть больше 1 тыс. снимков при стандартном туре (10 дней). В конечном итоге, для создания, например, фотокниги или слайд-фильма обычно достаточно 200 фото. То есть, отобрать придется 1 из 5 кадров. Это, конечно, примерные расчеты, но они говорят о предпочтении качества количеству фотографий.
За наблюдением объекта съемки стоит определение наилучшего ракурса, точки съемки, включающей наиболее полное его представление, разные обрамления объекта, его выделение среди окружающих объектов, освещения, съемочной техники и оптики. Оптимальное сочетание этих факторов наверняка даст отличный результат. Конечно, результат получится еще лучше, если мы зафиксируем сюжет, скрытый смысл или тему, но которые выводит наблюдаемый объект.

Какую фототехнику следует считать наилучшей для тревел-фотографии? Годится любая, но предпочтение все же должно быть отдано цифровым фотокамерам со сменой оптикой — так как сменная оптика позволяет решить любые творческие задачи. Теперь такие камеры — это не только зеркалки, появились отличные «системные» беззеркальные камеры с качеством зеркальных. Это в первую очередь — SONY (серия NEX), наверное лучшие в своем классе. Аналогичные камеры выпустили PANASONIC, NIKON, CANON, SAMSUNG. Подбор сменной оптики для этих аппаратов пока не столь разнообразный, как для традиционных зеркалок, но достаточно широкий. К ним нам потребуются универсальные объективы типа 18-55 — для съемки архитектурно-пейзажной тематики, светосильные объективы типа 50мм/1,8 для портретной съемки и длиннофокусные типа 55-200 для съемки отдаленных объектов или репортажных съемок. Три сменные объектива для системных камер — это возможность снимать любые сюжеты и объекты.

Фотография в путешествиях

Еще одно преимущество системных камер перед зеркальными — это малый вес первых, что, согласитесь, немаловажно в путешествиях.
И все же, для тех, кто стремиться к безупречному и бескомпромиссному качеству, а также для профессионалов — зеркальная камера со сменной оптикой остается самой востребованной. Пока самыми популярными в этом сегменте остаются NIKON и CANON. К ним в последнее время присоединилась SONY, достигшая за какие-то три последние года впечатляющего результата в этой области. В чем же принципиальное отличие для туриста этих более дорогих и тяжелых аппаратов от «системных» ? Вот в чем — в скорости и точности работы. Скажем, если вы анималист, увлечены дайвингом или макросъемкой насекомых — то у вас не будет другого выбора. Скорость, точность и различные режимы фокусировки, вместе с такими немаловажными параметрами как скорость включения, скорость задержки срабатывания затвора (она минимальна у зеркалок), скорость записи на цифровой носитель.

Качество оптики для зеркальных фотокамер несравнимо ни с какими другими типами камер. Знаменитые объективы 24-70 мм и 70-200 мм у всех трех упомянутых производителей дают отличную светосилу и скорость фокусировки. Есть и специальные объективы для анималистов — 400, 500, 600 мм. Единственным недостатком остаются цена, вес и размер таких объективов, поэтому все они рассчитаны на упорную и вдумчивую работу, при которой время на прослушивание экскурсий не будет.

Конечно, нельзя не сказать несколько слов о любимых всеми «мыльницах». В последнее время их качество заметно возросло. Причем выбор фирм — становится не существенным, потому что практически все производители делают современные мыльницы хорошо. Главное отличие этих аппаратов — в невозможности применения сменной оптики и необычайной компактности и легкости. Конечно, это очень удобно в путешествии. Поэтому, выбирая «мыльницу», я бы обратил внимание на наличие универсального ZOOMа, т.е. возможности менять фокусное расстояние в максимально больших пределах (типа 18-200 мм в пересчете на зеркальную камеру). Тогда вам одинаково доступны будут и отдаленные, и ближние объекты.

Фотография в путешествиях

Еще один немаловажный вопрос — вопрос о светофильтрах. В тревел-фотографии они могут сыграть важную роль. Прежде всего речь идет о необходимом во всех случаях ультрафиолетовом светофильтре (УФ — UV). Особенно в жарким странах — с обилием ультрафиолетового света. Если не применять этого светофильтра, то неизбежны засветки, передержи и общий вялый характер изображений. Это связано со спецификой ультрафиолетового воздейтсвия света на все цвета. Другой фильтр, часто применяемый путешественниками — поляризационный. Его особенность в отсечении части световых лучей, падающих на объект съемки под определенным углом. Вследствие применения этого фильтра мы имеем снятие блеска с неметаллических поверхностей, а также специфическое затемнение ярко-синего неба, которое иначе выглядит весьма блекло (передержано) на многих кадрах, сделанных в особенности на море, в горах в яркий солнечный день. Еще один интересный светофильтр — градиентный — с постепенным изменением затемненной области от одного края фильтра до другого. Он тоже дает возможность слегка затемнить ту часть кадра, которая освещена наиболее ярко (обычно это верхняя часть кадра, заполненная небом.

Таковы некоторые особенности применения фототехники в тревел-фотографии. Приятных путешествий!

Автор: Петров Николай Михайлович

Статьи по теме «Путешествия»:
Собираемся в путешествие: брать или не брать?
Фотопутешествие — что это?

Здесь Вы можете посмотреть программы и фото отчёты по нашим фото-турам.