Наши телефоны: +7 (495) 502-32-07, +7 (926) 917-03-93

|Подписаться на нашу рассылку|
Статьи
13 декабря 2013Раздел: Статьи
Качество фотографии

Многие задают вопрос: как научиться делать хорошие фотографии? Тут же появляется встречный
вопрос: а что считать хорошей фотографией, о каком качестве мы говорим?

Творческое, или психологическое качество. Качество в искусстве – это то, о чем очень трудно
спорить. Качество фотографии – очень субъективное понятие. По большому счету, критерий один
– «цепляет» фотография зрителя психологически или оставляет равнодушным. Это означает, хочет
ли человек заострить свое внимание на фотографии или стремится быстрее перелистнуть.

Вспомните, как мы просматриваем принесенные кем-то снимки (в альбоме или на экране): клик,
клик, клик, клик, клик со скоростью кадр в секунду…клик, клик, клик…вдруг стоп!…что-то
особенное — хочется остановиться, подумать, понять. В большинстве случаев таких фотографий 1-2
из 100.

Что же срабатывает. Это могут быть разные вещи:

Чаще всего, фотография, которая увлекает зрителя, не требует объяснений.

Техническое качество. При этом есть объективные критерии качества – так называемое
техническое качество фотографии. Пожалуй, при слове «качество фотографии» целесообразнее
говорить именно о нем.

Перед вами Топ-10 типовых технических ошибок, которые чаще всего допускаются неопытными
фотографами.

  1. Переэкспонированное или недоэкспонированное изображение (слишком темное или засвеченное изображение), искаженная цветопередача
  2. «Шевеленка» — смазанное изображение на фотографии в результате дрожания рук
  3. Заваленная линия горизонта
  4. Нарушение главных правил композиции (если это не сделано специально по задумке автора)
  5. Размещение главного объекта ровно в центре кадра (это делает фотографию статичной и невыразительной)
  6. Цифровой шум (зернистость изображения) в результате некачественной матрицы или слишком завышенного значения ISO
  7. Блики от вспышки
  8. Пятна на фотографии за-за пыльной матрицы или грязного объектива
  9. Искаженные пропорции человека или здания, обрезанные части тела человека или здания на изображении без учета принципов гармонии
  10. Перегруженность лишними сюжетными деталями

Что важнее – творческий замысел или техническое качество? Поставьте перед собой две фотографии: одна заставляет вас смотреть на нее вновь и вновь, хотя она имеет технические погрешности, а другая безупречна по технике съемки, но содержит избитый сюжет. Что вы выберите?

Например, у некоторых мастеров фотографии есть мнение, что хорошая фотография не должна
быть идеально правильной, в ней, наоборот, должен быть какой-то изъян. Это заставляет зрителя
стараться разгадать ее.

Но все же это две половинки одного целого. Техническое качество фотографии ценится ничуть не
меньше, чем креативность. Практически любой может взять хорошую камеру, арендовать студию
или пойти снимать город, репортаж, свадьбу, но чтобы добиться безупречного технического
исполнения, нужны годы тренировки и совершенствования. Особенно высокое техническое
качество ценится в ситуациях съемки со сложным освещением: ночная съемка, репортажная
съемка, съемка в музеях, театрах, конференц-залах и других похожих местах.

Весьма много случаев, когда нам или нашему заказчику не нужна оригинальность, а нужна
добротная фотография без искажения цветов и пропорций, пригодная для печати (в том числе и
для больших форматов).

Другое дело, что научиться делать технически правильные фотографии проще. Для этого
существует масса книг и курсов для начинающих и профессиональных фотографов. А вот развить
особый внутренний взгляд, способность видеть свет, сюжет, историю, понимать психологию – это
требует от фотографа большего, чем просто управлять настройками камеры и нажимать на
кнопку.

Соответствие целям съемки. Качество определяется еще и целью, с которой снималась
фотография. Если речь идет о коммерческой съемке, то у каждого заказа есть своя четкая задача.
Например, если была заказана репортажная съемка события, то фотографии должны отражать
ключевые моменты этого события, главных героев, должно быть наличие крупных, средних и
общих планов, правильная цветопередача лиц и интерьера и т.п. Для каталожной съемки
существуют свои критерии, для портретной – свои, и так со всеми жанрами.

Из всего вышесказанного можно подвести итог, что нет единого критерия качества на все случаи
жизни. Качество будет определяться совокупностью всех перечисленных параметров и в каждом
конкретном случае зависеть от задач съемки.

Светлана Королева. Специально для сайта Фотошколы «Фотокласс». Использование материалов
статьи разрешено только со ссылкой на авторство.