Статьи
18 октября 2012Раздел: Статьи
Золотое сечение: история и закономерность в искусстве

Не секрет, что человек – существо субъективное. Он оценивает Вселенную, основываясь исключительно на собственных ощущениях и восприятии. Правда, он вправе делать именно так, поскольку иной путь и вовсе неизвестен: по сути, человек – единственное существо, которое может разумно осмыслить этот мир.

Едва выбравшись из царства животных и прочно встав на задние ноги, человек начал активно преобразовывать пространство вокруг себя под собственные цели, а окружающий мир стал оценивать не только с точки зрения пользы и безопасности для себя и своего рода, но и ввел в способ описания своего неслыханные ранее характеристики «красиво» и «некрасиво». Даже на этапе первобытности искусство стало не только атрибутом религиозного ритуала, но и отражало естественную тягу людей запечатлеть явно ощущаемую ими величественную красоту бытия.
Изобразительное искусство с древности постоянно совершенствовалось: развивались техники исполнения произведений, накапливались знания об особенностях человеческого восприятия. Вкупе с развитием математических наук это с течением веков позволило сформулировать целый свод канонов, правил и рекомендаций по отображению реальных объектов с учетом представлений о прекрасном, бытовавших в ту или иную эпоху. Среди этих правил особо нужно выделить понятие «золотого сечения», которое лежит в основе и поныне действующего в изобразительном искусстве и в фотографии «правила третей».

Суть его в следующем: человеческое восприятие таково, что объекты, размещенные в определенных местах плоского изображения, привлекают к себе большее внимание, чем остальные. Более того, картина или рисунок, на котором важные в смысловом отношении объекты размещены в этих узловых точках, воспринимается как более сбалансированная и гармоничная, чем та, на которой предметы изображены «как попало». Таких «активных», как их называют, точек (иначе именуемых «зрительными центрами») лишь четыре. Они находятся на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Их легко найти, если мысленно разделить плоскость изображения прямыми на три части по вертикали и три – по горизонтали. У нас получится «сетка» из девяти «ячеек». В местах пересечения линий мы и найдем наши «активные» точки. Человек всегда обращает внимание именно на объекты, расположенные в этих точках, без оглядки на формат изображения. Поэтому правило золотого сечения – это основа легко воспринимаемой гармоничной композиции.

Таким образом, правило «золотого сечения» предоставляет в распоряжение художников и фотографов вертикальные и горизонтальные направляющие (пусть и воображаемые), поэтому ими стоит воспользоваться. Например, при фотосъемке пейзажа горизонтальные направляющие станут ориентиром для размещения в кадре линии горизонта: ее можно разместить ближе либо к верхней трети кадра, либо к нижней. Если при съемке пейзажного фото мы хотим обратить взор зрителя на небо, облака, парящую птицу, след самолета и проч. – поднимем камеру, чтобы расположить горизонт на нижней горизонтальной направляющей. Небо займет на снимке две трети кадра. Если же мы хотим сделать акцент на передний план пейзажа – сдвинем горизонт повыше. В кадре останется меньше неба – всего одна треть, но больше деталей обстановки на земле.
Но не стоит размещать на фото линию горизонта строго посередине: так мы делим, разрезаем наш снимок на две равные и мало связанные друг с другом части. Сдвинем линию горизонта, как сказано выше, и снимок заиграет совсем по-другому
Если в кадре есть высокий вертикальный объект (телеграфный столб, железнодорожный светофор, колокольня церкви, мачта корабля, высокое дерево, заводская труба и проч.), что его стоит разместить не строго посередине и не на краю кадра, а на одной из вертикальных направляющих нашей «сетки» — на расстоянии одной трети от какого-либо края кадра. Это придаст снимку перспективу и внутренний объем.
Действует «правило третей» не только при пейзажной фотосъемке, но и в репортаже, и в анималистической, и в предметной, и в абстрактной фотографии, и при съемке портретов. Если Вы снимаете портрет человека (неважно, в полный рост или крупным планом), то его стоит поместить не в самом центре кадра, как часто делают фотолюбители, а ближе к одному из краев фотографии. За ориентир нужно взять одну из двух вертикальных направляющих разметки нашего кадра. В объектив попадут детали заднего плана, которым могут много добавить к снимку, а сама фотография получится более сбалансированной и объемной.

Опираясь на «правило золотого сечения», важно учитывать не только размещение объектов съемки в зрительных центрах фотографии, но и направление их движения, взгляда или действия. К примеру, если Вы снимаете одинокий парус на морской глади, то не снимайте его так, будто яхта сейчас «уплывет» за границу кадра. Оставьте больше места перед ее бушпритом, нежели за ее кормой, и Вы воссоздадите ощущение плавного, но неуклонного движения. Такой же прием можно применить при съемке движущегося поезда, с ревом проносящегося мимо Вас автомобиля, скачущей лошади, летящей птицы, бегущего человека. Все эти объекты должны не норовить «убежать» из кадра, оставив зрителя в недоумении, а передать ему драйв и энергию свободы, неудержимость мощи, палитру позитивных эмоций. В общем, в любой фотографии, как поется в одной из песен группы «Кино», необходимо «место для шага вперед». Не забываем об этом при построении композиции нашего фотоснимка.
Пространство на снимке следует предусмотреть не только для «рывка», но и для взгляда – одним из удачных вариантов при съемке портретов является композиция с взглядом модели из одного края фотографии в другой под определенным углом. Не стоит «заставлять» человека смотреть прямо в край фотографии – Вы можете потерять внутреннее пространство снимка и его гармоничность.
Однако композиция должна вытекать из творческого замысла автора, смысла, заложенного в изображение. В противном случае, слепое следование требованиям построения «правильной» композиции приведет не к лучшему восприятию итоговой фотографии, а к искажению задумки ее создателя и к неправильному восприятию ее зрителем. К примеру, если Вы фотографируете девушку, бегущую с одухотворенным выражением на лице по залитому заходящим солнцем пляжу, то перед ее фигурой действительно нужно предусмотреть пространство для более динамичной передачи радости жизни и свободы движения. Если же фотография снимается в мрачной готической атмосфере, на фоне голых деревьев или пустынной местности, а фигура модели выражает скорбь и отрешенность, то передать зрителю ощущение безысходности, скорби и печали можно с помощью построения композиции противоположным способом. Нужно просто оставить больше места за ее спиной, нежели перед нею, чтобы модель словно «уходила» из кадра. Поэтому правила композиции вообще не универсальны – многие ее элементы формируются исходя из смысла, заложенного в произведение.
Конечно, манипуляции по формированию композиции можно проделать над снимком и после съемки – с помощью кадрирования в графическом редакторе. Но этот путь подходит лишь для коррекции небольших недочетов и огрех в композиции. Ведь площадь полученного снимка не так уж велика, и весьма вероятно, что нам при кадрировании просто не хватит места для создания сбалансированной картинки, либо же для того, чтобы вместить все интересные объекты, придется неестественным образом кадрировать изображение. Бесспорно, смелое кадрирование способно подчеркнуть оригинальность сюжета, но слишком велика вероятность, что в нашем случае этого не произойдет. Поэтому строить кадр нужно именно во время съемки, перед нажатием на кнопку спуска затвора, чтобы свести необходимость последующего программного кадрирования к минимуму или вовсе обойтись без этой операции в процессе постобработки фотографии.
Да, все изложенные выше правила – это рекомендации для фотографа, который может и должен их нарушать, если он считает, что именно такой снимок отвечает творческой задаче и правдиво доносит до зрителей заложенный в него смысл. Не стоит, конечно, и перебарщивать с соблюдением этих канонов, строя композицию кадра строго по «золотому сечению» вплоть до миллиметра. Да и жесткое следование «правилу третей» может сделать Ваши фотоработы предсказуемыми и скучными. Важно помнить, что любое правило – это основа, опираясь на которую истинный творец продолжает развиваться и работать. Но эта основа все же должна быть прочной. А правило «золотого сечения» – это один из самых важных кирпичиков этого фундамента здания искусства.

По материалам foto-gid.ru