Статьи
4 октября 2012Раздел: Статьи
Несколько мифов человека, купившего фотоаппарат.

От клиентов иногда можно услышать удивительные вещи: «Вы столько за съемку свадьбы берете?!!! Так ведь лучше купить фотоаппарат и самим снимать, тогда после свадьбы еще фотоаппарат останется».
Или: «Мы позвали снимать крестины нашу подругу, она такой крутой фотоаппарат недавно купила, а фотографии ничуть не лучше мыльницы, посоветуйте, какой фотоаппарат покупать нам?».
Ну или просто: «Подскажите, какой фотоаппарат выбрать, чтобы фотографии были, как у Вас?».

Умилительно, не правда ли? Что ж удивляться, что человек, купивший очень хорошую и дорогую фототехнику (а в большинстве случаев – и не очень), считает, что главное уже сделано и осталось только найти клиентов. Попробую рассказать, в чем он ошибается, и о чем очень скоро узнает, решив стать профессиональным фотографом и фотографировать за деньги.

Над любым человеком, недавно купившим фотоаппарат, тяготеют мифы, и избавлять от них придется через опыт, и не всегда положительный. Поэтому, прежде чем окончательно решиться стать фотографом, прочитайте эту статью и подумайте, так ли Вы представляете эту профессию.

Основные мифы, в которых истинности которых уверены, наверное, все, кроме самих фотографов, следующие:

«Среднестатистический свадебный фотограф получает 3 000 рублей в час, то есть стоимость его полного рабочего дня равна практически среднестатистической месячной зарплате обычного человека».

Практически каждый из нас в своей жизни сталкивается со свадьбой: кто-то женится, кто-то получает почетное звание свидетеля, кто-то просто помогает подруге с выбором всех свадебных составляющих. И при обзвоне фотографов человек искренне изумляется – цены колеблются от 2 000 рублей в час до бесконечности, то есть минимальная съемка свадьбы – 20 000 рублей, и это в один день. И при этом, тебя накормят, напоят и подарка для молодоженов требовать не будут. Люди с практической сметкой сразу же начинают вычислять, сколько они будут зарабатывать, если купят фотоаппарат.
Однако, чтобы не сделать опрометчивого шага, давайте будем рассматривать не только вершину айсберга, а заглянем несколько глубже. Из чего состоит работа фотографа:

1. Переговоры с молодоженами. А молодожены нашли фотографа, как правило, по рекламе, то есть для нормальной загруженности в свадебный сезон обходимо примерно 1 час (а чаще – больше) в день (причем, каждый день) тратить на размещение объявлений, деловую переписку, составление деловых предложений, обновление собственного сайта и блога.
2. Предварительная встреча с молодоженами. Доехать, показать портфолио, обсудить, договориться обо всех нюансах, заключить договор и взять аванс. Тратится полдня, иногда впустую, когда молодожены договариваются о встречах с несколькими фотографами, а потом выбирают одного.
3. Сам съемочный день. Тут все понятно – 3 000 рублей в час.
4. И главное – обработка полученных при съемке фотоматериалов.

Профессиональная свадебная фотосъемка не ограничивается скидыванием на флешку или диск всего отснятого материала. Это обязательная фильтровка брака (за свадьбу в среднем снимается примерно 2 000 кадров, из которых оставляется 500-1000 действительно хороших снимков) – по времени часа 3-4. Затем общая обработка всех кадров (время разнится в зависимости от условий съемок и мастерства фотографа). И наконец, художественная ретушь лучших кадров. Если на кадр на свадьбе тратятся секунды, то для ретуши одного удачного кадра, в котором фотограф видит большой художественный потенциал, в среднем уходит от получаса до часа работы, то есть 30-40-50 кадров – это несколько дней упорной, и, кстати, довольно муторной и монотонной работы. Да, и не стоит считать, что хорошая черно-белая фотография достигается нажатием одной кнопки «convert to grayscale» («перевести в оттенки серого») в Фотошопе или ему подобных программах.
Затем, все дополнительные элементы свадебного пакета услуг: слайд-шоу – еще день, фотокнига – еще несколько, при этом за фотокнигу еще платятся деньги типографии. В итоге, что мы получаем? Что одна свадьба для фотографа – это не один день работы, а полмесяца. Величина гонорара уже теряет свою привлекательность, не правда ли? Добавляем к этому еще фактор неопределенности, когда Вы не знаете, придут ли к Вам в следующем месяце клиенты-молодожены, и сколько на рынке в ближайшем сезоне появится демпингующих конкурентов из числа только-только начинающих фотографов. А еще профессия-то сезонная, и «не сезон» в свадебной фотографии приходится на октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март и май. Так что подумайте, действительно ли вы хотите менять свою стабильную работу «с 9 до 18» на возможность заработать «3 000 рублей в час».

Второй миф, которым очарованы люди, только купившие достойный зеркальный фотоаппарат, это то, что «фотография – это хобби за деньги». То есть, помимо денежного аспекта, фотография – это вечное творчество и удовольствие.

Забудьте об этом, когда Вы решите жить на деньги, которые Вам принесет фотография. Пока Вы фотографируете закаты и цветы на даче, Вы обладаете свободой творчества. Однако когда профессия становится работой, фотография становится ремеслом. И если Вы не лишаетесь свободы, то, как правило, сильно в ней ограничены условиями клиентов. И Вы узнаете, что вместо фотографий закатов и красивых пейзажей людям на планете нужны и другие фотографии: товаров для сайтов на белом фоне, фотографии сотрудников на фоне обыкновенной, подчас унылой стенки, для корпоративных сайтов, фотографии этапов различного строительства (очень здорово, когда заказ в феврале, а объект – в глухомани), выставки не только элитных вещиц от кутюр, но и болтов, гаек, легкой промышленности и прочего, прочего, прочего. Список не самой художественной съемки может быть бесконечным.
Откровенно говоря, поясню, что и эти фотосессии бывают очень интересными, познавательными и удивительными, но, все же, далеко, далеко не всегда. Да и на свадьбах, молодожены часто будут заказывать, не только креативную прогулку в старинных залах и в живописных пейзажах, но и «только роспись в ЗАГСе», где максимум, что Вам позволят сделать – это 20 кадров в самых стандартных позах. В общем, всегда помним, что «туризм и эмиграция – совершенно разные вещи».

Еще один миф из числа очень распространенных среди начинающих фотографов и их сочувствующих: «Лучше работы – больше денег». То есть, если улучшить качество собственных работ, походить на курсы фотографии и постобработки, то цены на работы сразу же и неотвратимо вырастут, равно как и доходы. А если работы будут просто великолепны, Вы автоматически окажетесь среди топовых фотографов, тех самых, у которых гонорары ограничены планкой «до бесконечности».

Когда менеджер покупает фотоаппарат, чтобы зарабатывать творчеством, а не «лживой» рекламой, «никому не нужными» маркетингом и бизнес-планированием, он даже не представляет что стезя профессии лабиринтом все равно приводит к двери с надписью «маркетинг». И если после каждой прочитанной статьи о технике фотографии не следует книга о рекламе и маркетинге, шансов на успешное развитие в профессии у него практически нет.
Уметь фотографировать, мало, надо еще уметь себя продавать. Умеете? Имеете представление о целевой аудитории, информационных поводах и других терминах маркетинга? Можно попробовать. Нет – срочно учим матчасть. Вырабатываем навыки ведения переговоров, уверенность успешных предпринимателей, занимаемся собственным имиджем.

Ведь действительно, предположим, Вы создали очень красивый кадр, шикарный. Кто его увидит? Родные и друзья? Вы повесите его на стенку и будете любоваться в одиночестве. Просто заявите тем же друзьям, что теперь Вы достигли вершины творчества и ваша цена теперь в 10 раз выше среднестатистического фотографа. Чувствуете, как мало Вы сделали? Надо показать его людям, что бы его оценили как можно больше представителей КОМПЕТЕНТНОГО контингента фотосообщества.
Выложим в альбом в соцсетях? Слишком мало для гениального кадра, да и своровать не трудно. И увидят опять же все те же родные и друзья. Значит надо выкладывать на собственный сайт. А его нужно сделать, притом, так, чтобы он не был похож на остальные «сто тысяч» сайтов фотографов, выделялся, цеплял не только этим кадром, но и собственным внешним видом. Нужно продумать, чтобы сайт увидели как можно больше людей, соответственно, надо, чтобы Яндекс или иная поисковая система Интернета выдавала ссылку на него по определенным запросам. По каким – думаем и делаем!
Этого тоже мало? Нужно поучаствовать в конкурсе, поучаствовать в выставке. Ищем нужные выставки и фотоконкурсы для профессионалов…. И так почти до бесконечности, ибо нет предела совершенству. Так что практически «полдня бегать, чтобы фотографию сделать, и полдня – чтобы фотографию отдать». То есть куча времени, чтобы создать шедевр, и еще столько же, что бы его донести до окружающих. Все-таки искусство – это работа не только «в стол».
Еще один миф: «Ваша техника окупится за 2-3 месяца, а потом будет чистый доход».
И тут Вы тоже ошибаетесь. Если фотографировать свою семью на природе, то фотоаппарата с китовым объективом вполне достаточно. Но как только вы начинаете фотографировать профессионально, вы сразу сталкиваетесь с тем, что вам нужен широкоугольный объектив, портретный объектив, еще пара объективов для различных целей, внешняя вспышка, отражатель, дополнительный свет. По мере того, как вы будете обучаться фотографии вы поймете, насколько шире арсенал фотографа профессионала, чем набор фотографа – любителя. И дело не в понтах и соревнованиях длиной объектива, а в насущной необходимости довольно большого дополнительного комплекта фотооборудования. Добавьте к этому необходимые устройства для печати фотографий и дисков.
И мы подходим к основному мифу, в правильности которого, наверное, уверены большинство.

«Купив дорогой зеркальный фотоаппарат мои снимки автоматически становятся профессиональными».

Будьте объективны и сравните. Вам не нравится фотошоп, и вы за естественность. Сделайте снимок и сравните с тем объектом, что вы сфотографировали. Вы передали все оттенки объективной реальности, или все таки все получилось более серым, тени смазаны, объемные предметы более плоские? Тогда о чем речь? А теперь отснимите 50 000 кадров и сравните свой первый снимок на зеркалке и последний. Заметили разницу. А сколько еще впереди… Я не придерживаюсь мысли, что любитель – это всегда любитель, а профессионал – профессионал с первого кадра. Но опыт – это именно то, что отличает качество работ. Еще, конечно, талант, но тут все очень субъективно, поэтому не будем затрагивать этот вопрос, а лишь порадуемся, что в современной фотографии много стилей, и каждый фотограф находит своего клиента.

Виктория Журавлева.