Наши телефоны: +7 (495) 502-32-07, +7 (926) 917-03-93

|Подписаться на нашу рассылку|
Статьи
4 октября 2012Раздел: Статьи
Как правильно подобрать объектив к фотокамере.

Одним из существенных преимуществ фотокамер со сменной оптикой является возможность использования множества различных объективов к таким камерам. На практике многие пользователи часто задают простой вопрос – так какие же объективы нам купить?
Хочу дать несколько рекомендаций по этому поводу (на примере фотообъективов Canon), особенно для тех, кто снимает недавно, как подобрать свой объектив.
Вначале все зависит от того — что мы хотим снимать. Объективы делятся прежде всего в зависимости от их соответствия фотографическим жанрам – портретные, пейзажные, репортажные, специализированные для макро-, архитектурной и пейзажной съемки.

Существуют ли универсальные объективы – «на все случаи фотожизни»?

Таких универсальных объективов, которые сочетали бы в себе максимальный диапазон фокусных расстояний, качества и светосилы – не бывает. И чем универсальнее считается объектив,тем его качество обычно ниже.
В линейке объективов CANON мы встречаем и весьма дорогие с маркировкой «L», т.е. высококачественную оптику для профессиональной съемки. Стоит, или не стоит их покупать? Зависит, в первую очередь, от того, владельцем какой камеры вы являетесь. Камеры высшего класса (5D, EOS-1, 7D) – весьма требовательные к оптике, т.к. их матрицы состоят из наиболее мелких светочувствительных элементов, значит, разрешающая сила объективов должна быть очень высокой, чтобы цветовая и световая информация была правильно отражена этими элементами. Именно для таких камер рассчитаны объективы серии L. Кроме того, такие объективы являются пылевлагозащищенными, а значит, пригодятся путешественникам и репортерам.
Еще один общий параметр объективов – их деление на «фиксы» и «зумы», т.е. на объективы с неизменным и переменным фокусным расстоянием. Здесь в первую очередь вопрос качества – фикс-объективы как правило более качественные из-за более простой и годами отработанной схемы размещения оптических элементов. Если вы стремитесь к качеству – нужно выбирать фикс-объективы. Понятно, что зум-объективы более универсальны, т.к. позволяют снимать объекты с разных расстояний и с разной степенью приближения, что важно, например, при репортажной съемке.

И все же, если говорить об универсальности, то какие это объективы? Это – зум-объективы с большим диапазоном фокусных расстояний. Это значит, что они позволяют снимать как панорамы, так и портреты с большим приближением к объекту съемки.

Мечта туриста. «Китовые» объективы, которые продаются как штатные к новым фотоаппаратам, часто именно таким диапазоном обладают – 24-105 мм, 17-85 мм, 18-135 мм, есть даже 18-250 мм! Чтобы узнать, как сильно могут приближать эти объективы снимаемые объекты, надо разделить их максимальное фокусное расстояние на 50. То есть, при фокусном расстоянии 200 мм снимаемый объект выглядит приближенным к нам в 4 раза, а при 500-1000 мм – в 10-20 раз! Целая подзорная труба.
И эти же универсальные объективы снимают панорамно – то есть с широким углом охвата кадра – чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол обзора. При фокусных расстояниях 8-12 мм угол обзора доходит до 180 градусов! Удобно для городской съемки и съемки внутри помещений – все объекты оказываются в кадре, хотя чаще всего, с искажениями.

Итак, к достоинствам универсальных объективов относится большой диапазон фокусных расстояний, а что же относится к их недостаткам? Это — качество, снижение которого вызвано сложной группировкой линз и их большим числом в таких объективах. Это уменьшение качества прямо пропорционально резкости изображения (особенно по углам кадра), ухудшению цветопередачи, малой светосиле, не позволяющей эффективно размывать задний фон и красиво выделять главные объекты. Так что, на проверку, наши «универсальные» объективы оказываются не такими уж универсальными.

К следующей группе объективов относятся широкоугольные, с фокусным расстоянием 4-40 мм. Это уже специализированные объективы, предназначенные для съемки широким углом от 40 до 180 градусов. Главные фотографические жанры – пейзаж, архитектура, съемка внутри помещений.
Наиболее популярные модели – это зумы: 16-35, 17-40 мм, 18-55 мм и некоторые аналогичные объективы.

Качество этих объективов выше универсальных, угол охвата кадра – широкий. Для этой группы объективов очень важно учитывать кроп-фактор вашей камеры. Если это неполноматричная фотокамера с размером сенсора APS-C, то фокусное расстояние приобретаемого объектива нужно увеличить в 1,5 раза.
Значит, объектив, например, 16-35 мм будет на самом деле соответствовать фокусному расстоянию 24-50 мм с углом охвата кадра примерно 65-45 градусов.
На полноматричной камере – этот же объектив будет более широкоугольным – с пространственным охватом примерно 75-55 градусов. Большинство камер Canon являются неполноматричными – это все трех- и двузначные модели (350d-650d, 10d-60d, 7d), а полноматричные камеры – это все версии 5d, 6d, MARK III DS.

Кроме того, при покупке объектива нужно поинтересоваться и типом байонета – то есть креплением объектива к корпусу камеры. Во-первых, хорошие объективы всегда имеют металлический (а не пластиковый) байонет, и, во-вторых, из двух основных типов байонетов – EF и EF-S, к полноматричным камерам подходят только байонеты EF, а EF-S (с укороченным рабочим отрезком от задней линзы объектива до матрицы) рассчитан только на неполноматричные камеры с сенсором APS-C. Таким образом, к большинству (неполноматричных) фотокамер подходят объективы с любым байонетным креплением.

Отдельно следует остановиться на такой категории широкоугольных объективов как «рыбий глаз» (fisheye). Эти объективы, помимо короткого фокусного расстояния (4-17 мм) и очень широкого угла охвата (120-180 градусов), создают особую геометрию кривизны поля, приводящую к сильному искажению объектов и всего окружающего пространства. За счет этого создается особая «сферическая атмосфера», необычная обстановка и обрисовка объектов. Объективы «рыбий глаз» рассчитаны на творческое художественное применение и не подходят для репортажной или портретной фотографии.

Следующую группу объективов образуют «нормальные» объективы, т.е. те, угол охвата изображения которых соответствует естественному восприятию пространства человеческим глазом, с фокусными расстояниями 50 мм и около этого. Это – «классика жанра», т.е. это объективы, которые снимают без искажений, и создают наиболее «чистый» художественный эффект при съемке, без непривычных нашему взору пространственных или геометрических изменений. Опытному, да и начинающему фотографу, имеет смысл освоить технику съемки этими замечательными объективами, которые имеют универсальное применение.
Canon и другие фирмы (в основном, Tamron и Sigma) предлагают несколько моделей фикс-объективов 50 мм – 50 мм/1,2, 50 мм/1,4 и 50 мм/1,8.
Следует отметить, что все эти объективы, хотя и очень разные по цене, высокого качества и большой светосилы, так что, вкупе с нормальным фокусным расстоянием и универсальным байонетом EF, – такие объективы тоже могут считаться «универсальным», применимыми для самых различных фотографических жанров.

Напомню, что высокая светосила – это возможность съемки в неблагоприятных условиях (плохое освещение).
В портретной съемке, однако, этими объективами нельзя без искажений снимать крупным планом (только лицо, только голова) – становятся заметными геометрические искажения.

Для любителей портретного жанра существует специальная группа объективов – портретные, с фокусными расстояниями 80-135 мм. Вот эти-то объективы и называются портретными потому, что снимают крупный план человека без искажений. Здесь лучше всего себя зарекомендовали фикс-объективы, т.е. объективы с неизменным фокусным расстоянием. И это неслучайно, ведь при портретной съемке фотографу нетрудно двигаться вокруг портретируемого, подбирая наиболее эффектное расстояние и ракурс.
На какие объективы следует обратить внимание?
Это, конечно, объективы с фокусным расстоянием 85 мм – и здесь точно та же «обкатанная» линейка, что и у «нормаликов» — 85 мм/1,2, 85 мм/1,4, 85 мм/1,8.
Такие светосильные объективы позволяют эффективно «размывать» задний фон, как в студии, так и при портретировании на улице. А ведь размытие заднего фона весьма украшает портрет, хорошо выделяет портретируемого из среды. Отлично здесь себя зарекомендовали и объективы с фокусным 100 мм и 135 мм. Можно при съемке портрета применить и более длиннофокусные объективы, но тогда становится трудно контролировать глубину резко изображаемого пространства, которая быстро уменьшается по мере роста фокусного расстояния.
Категория длиннофокусных объективов представлена стандартным диапазоном 70-400 мм, хотя есть и особо «длинные» — 500, 600, 800, 1000 и даже 1500 мм – с соответствующим увеличением. Понятно, что все эти т.н. «телеобъективы» — необходимый инструмент для съёмки таких жанров как репортажная, спортивная, театрально-концертная съемка, а также фотографирование животных.

Наиболее распространенным и эффективным считается репортажный объектив 70-200 мм со светосилой 2,8 или 4,0. И если выше предпочтение отдавалось фикс-объективам, то в репортажной съемке оно отдается зум-объективам – с переменным фокусным расстоянием. Тут не побегаешь за объектом – спортивное или сценическое действие разворачивается быстрее, чем может передвигаться фотограф.
Поэтому практически все репортажные объективы являются зум-объективами. Естественно, что светосила их не превышает 2,8 (в отличие от более светосильных нормальных или портретных «фиксах»). Но в репортаже при больших фокусных расстояниях вряд ли удалось бы правильно сфокусироваться на объекте при открытой диафрагме.
Из других популярных моделей следует выделить объективы 100-400 мм, 70-300 мм и ряд аналогичных. Вес этих объективов, в основном, немалый – около или более 1 кг. Так что побегать с ними будет непросто. Обычно фотографы, применяющие тяжелые длиннофокусные объективы делают это с помощью штатива или монопода.
Репортажные объективы можно использовать и в качестве портретных, т.к. они покрывают это фокусное расстояние. Единственное здесь – меньшая светосила, чем в портретниках.
Спортивные соревнования, происходящие на больших площадках (футбол, хоккей и т.п.) требуют специальных длиннофокусных фикс-объективов (500мм, 600мм и более) с максимально возможной для них светосилой (обычно 4 или 2,8). В противном случае эффективное приближение к объекту съемки будет затруднительно. Эти специальные объективы стоят дорого и весят много, поэтому используются преимущественно спортивными журналистами.
Нельзя не упомянуть еще об одной популярной группе – макро-объективах. Не нужно путать их со стандартными объективами с функцией «макро» (обычно прописанной на корпусе объектива). Настоящий макрообъектив может снимать мелкие объекты в натуральную величину, или с увеличением в несколько раз. Макрообъектив незаменим для натуралистов. Обычно этот объектив является 50-мм, 100-мм, 105-мм, 150-мм (съемка в натуральную величину). Есть и уникальный 65-мм макрообъектив, увеличивающий объект съемки в 5 раз.
Существуют также специальные tilt-shift объективы для архитектурной съемки – с оправой, позволяющей менять угол оптической оси объектива для устранения геометрических искажений снимаемых объектов. Стоимость этих объективов немалая, а работа – сложная (переменная глубина резкости, обязательность штатива). К тому же, большинство геометрических искажений весьма эффективно устраняются при помощи Фотошопа. И все же, настоящие энтузиасты должны опробовать эти объективны, имеющие маркировку TS-E.
Прежде чем покупать дорогие объективы – их лучше взять напрокат! За один день «прогона» фотограф в состоянии определить нужность ему того или иного оптического прибора.

Итак, что же показывает практика? В большинстве случаев, фотографам широкого профиля — владельцам современных цифровых фотокамер со сменной оптикой, нужно, как минимум, иметь три типа объективов:
1.Широкоугольный – например, 17-40, 16-35 мм (наиболее универсальный);
2.Нормальный или портретный фикс-объектив (50/85 мм);
3.Репортажный объектив 70-200 мм (или аналог).

Остальные объективы будут более специализированными и должны приобретаться по мере освоения фотографом новых жанров съемки.

Н.Петров, 2012 г.