Статьи
14 июня 2012Раздел: Статьи
Свадьба: краткие рекомендации начинающему фотографу

Советы начинающему фотографу.
Рано или поздно любой начинающий фотограф захочет снять свадьбу. Как снимать свадьбы?
Все-таки свадьба для фотографа – это настоящая проверка его способностей, довольно сложное испытание на выносливость, трудная творческая задача не только найти правильные ракурсы каждой конкретной пары, но и передать настроение торжества, грамотно сочетая постановочную и репортажную съемку. В общем, свадьба – это своеобразный экстрим, настоящая проверка на профессионализм и силу духа. И у каждого фотографа когда-то это происходит в первый раз.

Первую свадьбу снимаешь зачастую по просьбе друзей, и тогда работать психологически легче, но ответственность ощущается сильнее. Возможно, Вы договорились за небольшой гонорар, и молодожены доверили вам съемку мероприятия, довольствовавшись Вашими работами в другом жанре. В любом случае, возможности повторить съемку у Вас не будет, а ответственность – колоссальная. Подводных же камней очень много, а полезных статей на эту тему, описывающих именно нашу отечественную действительность, практически нет. В этой статье я постараюсь несколько восполнить этот пробел и описать примерный алгоритм работы свадебного фотографа в день свадьбы, чтобы как можно полнее дать представление о том, каких неприятностей можно ждать и как их избежать.

Все начинается с приезда к невесте. Если Вы снимаете сборы невесты и выкуп (и свадьба проходит в Москве или другом крупном городе, со всеми сопутствующими расстояниями и пробками), то приехать нужно за полчаса до обговоренного времени. По крайней мере, Вы должны запланировать прибыть раньше. Если вы едете не на метро, а на автомобиле, и не на соседнюю улицу, а через весь город, то помните, что в субботу утром (особенно учитывая, что свадебный сезон совпадает с дачным) пробки не только непредсказуемы, но и неизбежны. Поэтому, большинство фотографов приезжают рано утром, избежав заторов, и отдыхают в машине недалеко от дома молодоженов еще час-два. Главное – не опоздать. Невеста, как правило, в этот день на нервах, и для нее исчезновение фотографа на просторах улиц родного города – просто катастрофа.
Приехали вовремя – отлично. У нас есть время отдышаться, наладить контакт с окружающими, настроить технику.
Далее фотографируем сборы невесты. Совершенно необязательно фотографировать все нюансы одевания, но не забудьте сделать несколько кадров прически. Визажист обязательно попросит у Вас фотографии, и обязательно после того как он поможет закрепить фату, которая навсегда, а точнее, до момента поцелуя молодоженов в ЗАГСе или в церкви, скроет большую часть его труда. Несколько кадров нанесения макияжа, несколько кадров подружек во время подготовки к выкупу, несколько кадров затягивания корсета свадебного платья. Кстати, если кольца до выкупа (а такое бывает очень часто) находятся у невесты, то самое время их попросить и сделать пару фотографий деталей: красиво разложенные кольца на подушечке, букете, календаре с выделенной датой, да на всем, что только может подойти, и на что хватит фантазии. Другого времени сделать подобные кадры, учитывая масштаб и стремительность мероприятия, может просто не быть.
После того, как макияж, прическа и платье будут готовы, самое время сделать несколько портретных фотографий невесты, пока все вышеперечисленное имеет нетронутый идеальный вид. А затем спускаемся вниз встречать жениха.

Сам процесс выкупа все женихи не любят за умопомрачающее и ожесточенное стремление подружек невесты выставить жениха в самом неприглядном виде. Фотографы также чаще всего не в восторге от этого периода свадебного дня, и вот по каким причинам. В среднестатистическом подъезде городского многоэтажного дома в России, а выкупы, как правило, проводятся именно там, будет темно, скорей всего, обшарпано, и уж точно, очень тесно. Так что даже если удастся сделать отработать выкуп без пересветов, то все равно как минимум половина кадров будут испорчены внезапно появляющимися перед объективом затылками гостей и друзей жениха. Готовьтесь переводить кадры выкупа в ч/б, так как только черно-белая репортажка сможет передать происходящее, не акцентируя внимание на «антураже» подъезда.

Во время последнего конкурса для жениха успеваем незаметно проникнуть в комнату невесты, чтобы запечатлеть первые секунды встречи новобрачных. Внутренне жалеем, что этот миг происходит не в какой-нибудь готической церкви, не с рассветом, не перед красивейшим алтарем. Но продолжаем работать, и по опыту скажу, что портреты в этот момент получаются особенно хорошо, так как искренни и эмоциональны.

Следующий этап, в принципе, самый важный для молодоженов – ЗАГС. Тут надо быть максимально собранным. Проверяем аккумуляторы в фотоаппарате и вспышке. Есть хоть малейший сомнения – меняем на новые, времени сделать это во время регистрации не будет. Перед непосредственно регистрацией, как правило, образуется 15-20 минут свободного времени, его терять тоже не стоит. Снимаем всех, кто хочет сфотографироваться с молодоженами. Если гостей очень много, и все они хотят сфотографироваться отдельно и с женихом, и с невестой, терпим, но фотографируем. Помним, что гостям нужны именно эти фотографии, а вовсе не креативная прогулка или интереснейшая репортажка. И без этих фотографий, даже при шикарнейших портретах невесты и отличной прогулке впечатление от всей фотосъемки будет смазано, а в форумах невест появятся фразы: «и за всю свадьбу ни одной фотографии с родителями, со свидетелями, с тетей Любой, дядей Васей, с Феей-крестной и т.д.». Так как мы хотим удовлетворить съемкой не только наши эстетические чувства, но и желания самих новобрачных, сотня фотографий с гостями, вместе, группами и по одиночке с молодоженами быть должна, и сделать легче всего это именно в ЗАГСе перед церемонией. Прически еще близки к совершенству, гости не устали, а бутылок шампанского открыто еще не так много, чтобы это повлияло на внешний вид всех фотографируемых.

Перед церемонией успеваем пообщаться с молодоженами и напомнить нюансы, необходимые для успешной фотосъемки в ЗАГСе: всегда улыбаться, особенно, когда надеваем друг другу кольца, иначе мучительное выражение лица невесты или жениха, обусловленное страхом уронить кольцо, будет на всех фотографиях этого момента. Также им надо постараться не забыть посмотреть на фотографа в момент самой росписи – при постановке своего автографа в книге регистрации актов о заключении брака. Желательно в момент подписывания документов несколько раз посмотреть на фотографа, медленно, с чувством, с толком, с расстановкой. Также очень советую напомнить невесте, что в ЗАГСе не стоит накидывать фату на лицо. В этом очень любят помогать-советовать ее подружки, причем именно в последний момент, когда фотограф в зал уже вошел, а молодожены – еще нет. В результате, складки на фате искажают черты лица, крайне некрасиво пересекают глаза и вообще всячески портят фотографии общего плана. А фотограф уже стоит на положенном ему пятачке сбоку от регистратора ЗАГСа и ничего с сотворенным за его спиной безобразием поделать не может.

В ЗАГСе главное – не забывать следующее: в любое помещение входит, а точнее, вбегает сначала фотограф, а потом уже молодожены и все остальные, так как все входы-выходы тоже должны быть запечатлены. Лучше всегда быть вежливым и предупредительным с работниками ЗАГСа, поэтому любые вопросы лучше вежливо задавать и прояснять заранее. Правда, всегда помним: если чего-то нельзя, но очень надо, то во время церемонии Вас никто не остановит, так что ради хорошего кадра можно и рискнуть. Помимо самой церемонии, не забудьте сделать несколько кадров гостей и свидетелей (если они есть, конечно).

Из ЗАГСа выходим тоже первыми, помогаем гостям встать по бокам дверей, тем самым расчищая себе площадку для фотографирования молодых. Также напоминаем гостям, что курить еще рано, и на фотографиях это хорошо смотреться не будет, и что бегать перед фотографом в момент выхода молодых тоже не стоит. Да, также стоит сказать о том, что крупа, рис, конфеты и прочие гастрономические изыски бросаются не на уникальную прическу невесты, откуда, к примеру, рис в ближайшие дни не вытащишь (и в фотошопе его убирать тоже крайне утомительно), а под ноги. Лепестки роз же, наоборот, спокойно можно подбрасывать как можно выше, по крайней мере, на фотографиях это будет выглядеть красиво.

Далее – все по лимузинам, и вот весь кортеж выезжает к месту прогулки. Запомните: 90 процентов фотографий, которые невеста будет показывать окружающим, будет именно с прогулки. При этом, это единственное место на свадьбе, где Вы можете проявить весь свой креатив, показать умение снимать постановку, да и вообще сделать красивые, живые кадры исключительно молодых. Для начала, стараемся сгладить все мешающие факторы. Присматриваем и советуем скамеечку, где могут посидеть все гости и подождать полчаса-час, пока вы будете снимать исключительно молодых. Убеждаете молодых сначала пофотографироваться, а потом уже приступить к бутербродам, шампанскому и прочей снеди, в ожидании томящейся в увесистых пакетах, корзинках и ящиках. А дальше работаем в силу своих талантов и фантазии.

Да, чтобы гости особенно не скучали и не устроили бунт против фотографа с целью заполучить молодых на свою скамеечку, постарайтесь сделать пару креативных кадров с их участием. Это разрядит обстановку, да и кадры могут получиться крайне интересными. Ведь иногда скованность, например, жениха хорошо нивелируется фотогеничностью и артистизмом его друзей, стоящих вокруг него.

После прогулки – ресторан. Помним, что выходит из машины фотограф тоже первым, чтобы успеть снять выход молодоженов. Желательно успеть снять не только каравай и разбивание бокалов, но и проскочить до прихода всех гостей в основной зал и отфотографировать убранство, бокалы, украшения, особо красивые блюда и прочие детали ресторана. Знакомимся с тамадой, с ним можно разрешить любые возникающие проблемы, поэтому этим знакомством не пренебрегаем.
Первый тост – фотографируем поцелуи молодых, и вполне можно передохнуть минут 10, так как гости, как правило, в это время едят, и вряд ли они будут в восторге от своих «жующих» ракурсов, которые вы запечатлеете. Так что тоже перекусываем (надеюсь, Вы обговорили это с молодоженами на предварительной встрече и обеспечили себе возможность подкрепить силы).
После первых тостов у нас осталось несколько задач: отснять каждого гостя по отдельности (все будут ждать все-таки не только фотографий молодых, но и именно своих фотографий); съемка первого танца молодых, репортажная фотосъемка конкурсов и танцев, бросания букета и подвязки, и вынос праздничного торта. Да, не забываем в течение всего вечера фотографировать тех, кто произносит тост. Каких-то универсальных советов по съемке этих эпизодов свадьбы, в принципе, нет. Слишком разные условия в каждом ресторане. Но, в самом начале ресторанной съемки не забудьте проверить аккумуляторы – будет обидно, если они разрядятся в момент съемки первого танца. Спросите у администратора, где находится розетка, и Вы сможете на всякий случай подзарядить уже севшие за время съемки в ЗАГСе и на прогулке комплекты батареек. Также постарайтесь иметь в запасе пару постановочных красивых ракурсов, идей, которые вы можете реализовать именно в ресторане: все-таки, погода – один из важных факторов на свадьбе, и уверенности, что во время прогулки она была идеальна, нет. Пытаемся найти наиболее оптимальные ракурсы в самом ресторане, чтобы половина снимков не получилась из-за спины гостей. И самое главное – как бы мы к тому времени не устали, не допускать мысли «вот этот конкурс неинтересный, его пропущу, а следующий пофотографирую». Фотографируем все и вся. И до последнего.

Последним с молодоженами, как правило, фотографируется торт – нарядный и красочный. Особое внимание хочу обратить на наличие во время выноса торта фейерверков, которые крайне опасны для нашей оптики. Так что если пиротехника все-таки есть, а фильтров на объективах у фотографа нет, то снимать лучше из ракурса «общий план, фотографируем издали». Одна искра, попавшая на линзу – это смерть для объектива. Обидно в последний момент свадьбы лишиться техники, которая в 2-3-4 раза дороже гонорара за свадьбу (при учете, что мы снимаем свадьбы в первый раз). Так что, думаем и о себе, и оптику тоже бережем. Впереди еще много свадеб.

Таков примерный и стандартный алгоритм работы среднестатистического фотографа на свадьбе. Конечно, Ваш личный стиль съемки, манера общения, сам сценарий свадьбы внесут немало корректив, но надеюсь, что при съемке вашей ПЕРВОЙ свадьбы эта статья окажется Вам полезной и позволит избежать многих неприятных нюансов.

Виктория Журавлева.

В статье были затронуты лишь основные рекомендации для начинающих свадебных фотографов. Узнать все нюансы свадебной фотографии можно на наших курсах.