Статьи
11 июня 2012Раздел: Статьи
Психологический портрет, или попытка уйти от гламура

Если на фотографии мы не видим симпатичную девушку с никаким взглядом и освещенную со всех сторон, то такую фотографию в народе называют психологическим портретом. В том смысле, что никакой красоты, изгиба локтя, изогнутой спины, выбивающегося белья из-под чего-то прозрачного…

В большинстве своем – психологический портрет носит характер вялого изображения лица с огромными тенями под носом от света из окна или – портрет «некрасивого» человека с точки зрения гламура и глянца… Конечно, такой способ фотографирования тянет к совсем другой фотографии – фотографии для контакта a la обложка модного журнала – и совсем не беда, что и лицом не вышла, и одежда для ходьбы, и поза выдает тройку по физкультуре… Главное – как у богатых и известных… Те, кто по-умнее, так не снимаются – они все больше норовят рожицу состроить или сняться у дерева в прыжке сантиметров на десять от земли, либо в компании за пиццей, у лифта в турецком отеле, на мосту Венеции (но чтоб Венеция была видна!)… Самые умные – переводят фотографию в черно-белую, чем делают ее супер эстетскую с их точки зрения.

Во многом, это зависит от воспитания чувств, потребительского образования и постоянного указующего перста – снимать надо так! Вот, например, как снимают Орбакайте… Серьезной художественной фотографии места нет практически… В мире царит гламур или жанр с улицы – тут в основном новостные кадры, регистрирующую нашу действительность…
Согласиться с такой версией портретной фотографии трудно, а противопоставить нечего — психологический портрет выглядит вяло не убедительно. Но я бы и не назвал это не убедительное ремесло фотографией вообще – стало быть, правильно – только жанр и гламур… Про пейзаж и натюрморт я сейчас не говорю – это имеет отношение совсем к другой отрасли фиксации изображения и впечатления…

Мне кажется, что психологический портрет – это совсем другое, нежели принято считать. И, прежде всего, психическая деятельность лежит внутри самого фотографа, а не того, чью фотографию мы снимаем. Фотограф, который снимает человека, прежде всего, должен НЕ расположить этого человека к себе, а сам «расположиться» в этом человеке и увидеть себя в нем! Если это действительно произойдет, то в любом человеке вы сможете увидеть свою мать, сестру, друга, врага, отца… Да мало ли, что можно увидеть своего в человеке!!! Но в этом случае вас уже не будет беспокоить внешность того, кого вы снимаете – типа, нос большой, челка дурацкая… Вы станете снимать то, что вам действительно дорого и, уверяю вас, человек увидит в ваших фотографиях себя!

Важное правило, может быть самое важное – фотограф НИКОГДА не отстаивает свое я в себе! Повернувшись лицом к человеку – фотограф в одно мгновение обязан быть готов к любому варианту своего ответа – от оскорбления до полного принятия вопроса человека, находящегося перед камерой! И вас не должно смущать отсутствие своего «я» в вас самих! Ваше «я» теперь только в том человеке, чью фотографию вы пытаетесь снять… Конечно, это не простое упражнение души – надо учиться, практиковаться… И самостоятельно, и в фотошколе, и в группе таких фотографов… Но не учитывать факт «буддийства» в современной фотографии человека – нельзя! Вчерашний день – фотограф через губу снимает свою «жертву», уверяя, что это и есть истинная фотография!
Игорь Лысов
Фотоантропология с Игорем Лысовым