Статьи
11 июня 2012Раздел: Статьи
ГРИП как художественная особенность оптики

У самой фотокамеры не так уж много художественных возможностей, собственно, их нет… — Камера открывает рот – впускает в себя (на матрицу) свет, закрывает рот и все! Ну, можно сказать, что какая-то часть этой камеры, все-таки, создана и для творчества — например, выдержка (длинная-короткая), но это совсем мизерная частичка возможностей фотографии, а выдержка камере, всего лишь необходимость продиктованная количеством света. Все мы стремимся к коротким выдержкам!

Все художественное находится в объективе, а уж никак не в камере! Но это до сих пор никто не объявил и поэтому каждый уважающий себя фотолюбитель идет в магазин и, прежде всего, покупает камеру!!!! А к ней – любой копеечный объектив, называемый в народе затычка…
Я видел владельца Canon 5D MARK II с навернутым объективом Токина за три копейки!!!! И дело тут не в жадности – нет! Дело в понимании, в чем смысл технической и художественной стороны фотографии! Мудрость народная гласит – «Камера – это временное, а объективы – на века»
Поэтому я хочу, чтобы все понимали, что такое связка «объектив+камера» и для чего нужны сменные объективы…

Прежде всего, объективы различаются по своим функциям и качеству этих самых функций! К сожалению, природа ничего не придумала в области универсальной оптики и до сих пор настаивает на факте, что для каждых целей – свой объектив! Правда, есть мастера и их много, которые придумывают объективы на каждый день и на все желания! То есть, от очень широкого угла обзора, до такого телевика, который и портретником нельзя назвать-то… такие объективы стоят очень дешево и, конечно, никакой уважающий себя фотограф не купит 18-200. Эти объективы делаются исключительно для совсем любителей, для которых качество и «качество» трудно различимы. Есть и получше объективы, но они стоят на несколько голов больше… Это я говорю о зумах!!! Так как большинство фотографов, даже продвинутых , понятия не имеют, что можно снимать совсем другими объективами… Сейчас я уже говорю об объективах с фиксированным фокусным расстоянием – то есть, полной противоположности зумам.

Коротко перечислю отличия «фикса» и «зума»… Зум – зачастую пластиковые линзы, надежность узлов на несколько лет – не больше, диафрагма начинается с 3.5 в лучшем случае, то есть, очень темный… Если покупать зумы дорогие и качественные, то чтобы перекрыть качественными зумами фокусное расстояние в 18-200, то придется покупать три штуки таких дорогих зумов…
Мое предложение состоит в том, чтобы фотографы рассматривали исключительно объективы с фиксированным фокусным расстоянием – их великое множество – выбирай на любую цель и задачу, простейшие стоят не дорого, а самый простейший фикс на голову выше самого дорого зума!!! Естественно, только в том фокусном расстоянии, какое есть у фикса…
Иными словами, если вы купите три объектива – простых недорогих фикса 24мм, 50мм, 85 мм – то вы получите замечательный недорогой набор оптики почти на все случаи жизни и, самое главное, с прекрасным качеством!!! С которым не сравнится никакой зум – ни дешевый, ни дорогой!

Теперь самое главное – художественные качества фиксированных объективов! То, что я напишу далее, напрочь отсутствует почти во всех зумах… А именно – светосила, малая диафрагма, а с ней малая ГРИП – глубина резко изображаемого пространства… Ну, и возможность снимать на открытой диафрагме в темное время суток без штатива!!!!
Я знаю, что говорят девяносто процентов зрителей, которые рассматривают фотографии с точки зрения – профессиональная фотография или любительская…Говорят они – профессиональная в то случае, когда видят размытый фон за, скажем, лицом человека… Это действительно приводит в восхищение людей и не только любителей от фотографии!
Мне отец рассказывал, как в 60-х годах в фотожурналах появилась фотография молодой японки, фон за которой был размыт впервые в жизни! Так презентовался первый в мире объектив с очень открытой диафрагмой! С тех пор этот эстетически красивый момент в технических возможностях светосильных объективах стал нормой и показателем качественной фотографии!

Подобное возможно только при наличии светосильного объектива, светосила которого начинается диафрагмы 2… Сейчас есть и 1.8, 1,4, даже 1.2… При съемке на открытой диафрагме получается такой эффект – глубина резкости очень мала – очень!!! Поэтому перед и за объектом съемки все не резко, размыто! Красота! Никаким зумом этого не сделаешь – вы и сами видите на своих фотографиях, как резко до противного на фотографии ВСЕ! И дядька за спиной, и машины, и грязная улица… Поэтому приходится радоваться исключительно тому, что лицо снятое – лицо знакомое, родное и все остальное ерунда!

Конечно, тут необходимо учиться фотографировать, а не только уповать на объектив с фиксированным фокусным расстоянием, но имея в арсенале такой объектив, радость приходит намного чаще и быстрее…
Игорь Лысов