Наши телефоны: +7 (495) 502-32-07, +7 (926) 917-03-93

|Подписаться на нашу рассылку|
Статьи
24 января 2012Раздел: Статьи
И. Лысов «Самоучитель по современной фотографии»(C). Часть 3. Последние приготовления.

Ничего не поделаешь, дорогой читатель, пришло время потрудиться и самому убедиться в своих навыках. Радует одно — труд этот долгожданен и приятен.
Вот перед Вами разложены все приобретения, и теперь наши надежды осуществятся! Осталось совсем не-много, какой-нибудь пустячок.
Но, по порядку… Фотоаппарат проверен, пленка куплена — начинаем совмещать. Для этого надо повернуть камеру объективом от себя и открыть заднюю крышку. Перед Вами появится рабочий кабинет фотопленки. Справа должен находиться валик, на который должна прикрепляться пленка и наматываться по чуть-чуть после каждого отснятого кадра. Слева, наоборот, «ямка»*.
* Существуют в продаже и другие камеры. В них кассета с пленкой вставляется наоборот, то есть справа налево. При продаже такой камеры Вас должны об этом  предупредить. Не настаиваю, но советую приобрести все-таки обычную камеру.
Даже для тех случаев, когда  что-нибудь выйдет из строя и Вы не сможете  самостоятельно перезарядить фотоаппарат и придется обратиться к греющемуся на солнце владельцу «Никона».
Смею Вас заверить, что и такой ас не сразу во всем разберется.

Даю Вам два маячка, по которым можно определить правильность положения фотоматериала в аппарате. Головка катушки, которая выглядывает из кассеты, должна «смотреть» вниз, и только в таком положении можно вставить пленку в фотоаппарат. Обратите внимание — из этой кассеты должен торчать хвостик пленки. Если Вы его не можете обнаружить, то значит неосторожным любопытством Вы его втолкнули внутрь кассеты и вытащить удастся уже только с помощью специального инструмента. В этих случаях такую пленку надо отложить и при ближайшей возможности не проходить мимо сервис лаборатории, а зайти в нее и вежливо попросить исправить Вашу оплошность. Через 8 секунд Вам вернут контейнер с торчащим хвостиком. Впредь Вы должны быть осторожнее. Впрочем, это Вам и без меня скажут.
Если же Вы купили пленку с таким казусом, то проделать это необходимо уже в том магазине, где началась творческая судьба этого фотоматериала. При правильной постановке вопроса пленку могут и заменить, так как есть вероятность, что данный материал может оказаться с браком. Правда, я подобного не встречал, но в свое время был предупрежден представителем фирмы Agfa.
Может случиться, что эта пленка годная, но короткая. И там не 36 кадров, а 30 или 28. Это замечание дано под личную ответственность.
Второй маячок. Хвостик при правильном положении в фотоаппарате должен ровной стороной лежать к низу, а вырезом наверх. Пленка с одной стороны более глянцевая и блестящая.
Эта поверхность обращена к Вам, а матовая сторона с эмульсией чувствительных слоев — к объективу.
В механических камерах или в некоторых электронных валик-барабан имеет зубчатое колечко. За него цепляется боковыми перфорациями (дырочками) пленка и поворачивается вместе с валиком при смене кадра. В этих случаях необходимо, удерживая на коленях фотоаппарат и держа в левой руке правильно расположенную пленку, зацепиться хвостиком за зубчики барабана.
Указательным пальцем правой руки придержать на барабане пленку, а левой укладывать контейнер с пленкой в «ямку». Пленка немного выползет из контейнера и успокоится. Перед валиком для намотки пленки (вверху или внизу) есть еще одни зубчики, которые впоследствии продвигают пленку и помогают ровно рассчитывать расстояние между кадрами.
Надо освободившейся левой рукой проверить — попали ли они в перфорацию. Если все это проделано, без лишних боевых кличей и восторгов убираем пальцы и закрываем крышку фотоаппарата. Аккуратно. Теперь надо сделать три смены кадра. Ведь какой-то отрезок пленки у нас засвечен*.
* На общее количество кадров такая перемотка не влияет, так как изготовите-1И заранее рассчитали длину полезной части пленки и ее засвеченный хвостик.

Взводим затвор и щелкаем. Повторяем. Еще раз повторяем. Успокаиваемся и гордо улыбаемся. Хорошо, чтобы при этом кто-нибудь присутствовал, иначе победа пройдет незаметно.
Если все правильно проделано, то в окошке счетчика кадров появится цифра 0 или 1.
У кого какой фотоаппарат. Начало, стало быть, положено!

У автоматических камер все происходит аналогично. Вы укладываете пленку так, чтобы хвостик слегка загибался  за барабан. Закрываете крышку. В фотоаппарате что-то зашумело — это механизм перемотки самостоятельно перевел пленку на первый кадр и смотал засвеченный кусок.
При каждом взводе затвора пленка продвигается на один кадр, что всегда подтверждается в окне счетчика кадров. При этом у механических камер заметно прокручивание кольца перемотки, которое расположено слева от видоискателя на верхней крышке фотоаппарата.
Если этого не происходит, значит существует какая-то не-исправность в зарядке пленки. Правда, при первых кадрах это может происходить и без неисправности. Дело в том, что пленка неплотно намотана на катушку в кассете и какое-то время прокручивается. Через пять-шесть кадров свобода закончится и ручка закрутится. Чтобы избе¬жать двусмысленности, можно после выставленного на ноль счетчика слегка подкрутить левое колечко за ручку. При малейшем сопротивлении — прекратить.
Если же никакого сопротивления не происходит, это значит, что Вы плохо зацепили пленку в барабане и она, соскочив с него, смоталась на катушку кассеты, и теперь Вы можете крутить сколько угодно. Открывайте заднюю крышку фотоаппарата без опаски и вытаскивайте кассету с пленкой. Хвостика нет! Вот Вам и первая ошибка!
Пробуйте на другой пленке, а эту положите в карман и пусть там лежит до первого сервис-ателье.

В электронных камерах проверка проходит проще и без Вас. Если после захлопывания крышки ничего в камере не жужжит, значит что-то неправильно. Открывайте и пробуйте еще раз, только теперь чуть больше загибайте хвостик за барабан.
Мой совет прост и объективен. Возьмите любую пленку, самую простую и дешевую, и на ней потренируйтесь. Это необходимо.
Во-первых, Вы ближе и роднее станете своему фотоаппарату, а во-вторых, Вам не грозит никакой сердечный приступ в пустыне, когда перед Вами пирамида Хеопса и незаряженный фотоаппарат. А из имеющих отношение к общению — только верблюд. Вот тогда Вы вспомните меня! Лучше не вспоминайте, а практикуйтесь сейчас. Ведь кроме того, чтобы зарядить пленку, надо уметь ее же безболезненно вынуть из камеры. При этом она должна быть отснята, то есть экспонирована. В электронных камерах этот процесс происходит безупречно. Подходит последний кадр, Вы его — раз, и зашумело, закипело в фотоаппарате. Кончилось — значит пленка перемоталась. Открывайте заднюю крышку. Хвостика нет?! А он теперь и не нужен. Его вытащат в сервис-ателье, а Вам не надо будет гадать, какая из двух-трех пленок уже отснята. Конечно та, что без хвоста!
Кажется, есть и такие электронные фотоаппараты, что не перематывают автоматически пленку после отснятого последнего кадра. В этом случае Вы должны найти в инструкции к Вашему фотоаппарату указание, где кнопка обратной перемотки. Нажимаете, и как в первом случае.
В механических камерах Вы должны все сделать самостоятельно.
После тридцать пятого кадра (если Вы пользуетесь пленкой в тридцать шесть кадров) будьте внимательны и не взводите затвор с бешеной скоростью. Может случиться, что пленка не выдержит Вашего рве¬ния и порвется сама. Тогда ее уже не затащишь в кассету.
В этих случаях Вам надо спрятаться в темную комнату и при полном отсутствии света на ощупь открыть камеру, вытащить никому теперь не нужную кассету. Потом нащупать начало пленки*.
*В действительности это ее конец.
Аккуратно потащить за кончик, постепенно сматывая пленку в рулон.
При первом устойчивом сопротивлении нащупайте на нижней крышке фотоаппарата штырек и «утопите» его. Этим освобождается барабан от стопора обратного хода — пленка свободно пойдет к Вам в руки. Смотайте ее до конца. Поищите в кармане черную баночку, в которой лежала кассета с пленкой, и положите туда пострадавшую.  Если не влезает — перемотайте рулон потуже.
Баночку плотно прикройте и спрячьте ее в самый внутренний карман вашей одежды. Выходите на свет*!
* Подобный казус может произойти и с владельцами электронных камер. Поступать надо так же, как и «механикам».
NB:  Держать пленку руками только за «ребра» и никогда не касаться пальцами ее плоских сторон!
Придя в сервис-ателье и «дико извиняясь», отдайте им эту баночку. Если профессиональная гордость за свою фирму играет для них роль, они ее проявят. При этом мрачно будут смотреть Вам в лицо. Глаза не опускайте! С кем не бывает.
Может случиться и так, что, отсняв пленку, Вы обнаружите, что все в порядке и после тридцать шестого кадра курок затвора сопротивляется и не идет дальше. Не настаивайте. Внизу есть кнопка-штырек… нажимаете его. На левом кольце, которое крутилось (помните?), есть маленькая ручка.
Отгибаете ее и вращаете по часовой стрелке. Как только Вы почувствуете резкую легкость вращения, перемотка закончилась. Это значит, что хвостик выскочил из барабана, а вся остальная пленка в кассете. Без опаски открывайте заднюю крышку и вынимайте кассету. Хвостик виден?! Его Вы можете убрать, добавив этим работы проявщику, а можете оставить. Тут полная свобода. Я, например, пишу маркером условия съемки. Чтобы не забыть.
В последнее время все чаще стали появляться фото-аппараты с иным принципом протаскивания пленки на барабан.  В  таких  фотоаппаратах  Вы  заряжаете  пленку, как обычно, и закрываете крышку. Камера начинает урчать, но гораздо дольше, чем это необходимо для пере-мотки пленки на начало. Моторчик работает и работает. Дело в том, что подобные фотокамеры перематывают всю пленку на барабан и уже оттуда «выдают» по одному кадру после каждого нажатия спусковой кнопки. Таким образом, все происходит задом наперед, и все отснятые кадры «уплывают» в кассету. Это очень удобно, если у Вас вдруг (с чего бы это?) появилась привычка открывать заднюю крышку при наличии пленки в фотоаппарате. В этом случае все отснятые кадры останутся в сохранности, а засветится только пустая, еще не экспонированная пленка. Если Вы не станете открывать фотоаппарат преждевременно, а постараетесь доснять пленку, то, как только проэкспонируется последний кадр, камера кряк¬нет и затихнет. Пугаться не надо. Все готово! Открывай¬те крышку и вынимайте кассету с пленкой. Вполне воз-можно, что такое новшество достойно внимания, но я сам никогда не пробовал долго работать с такой техникой. Скорее всего, это мой недостаток.
Теперь, пожалуйста, несколько советов, которые можно и обойти, а можно учесть.
При работе фотокамеры иногда пугают отказами нажиматься, открываться, не включаться, не поворачиваться…
В таких случаях надо не суетиться и не выбрасывать фотоаппарат. Первое, что я хочу Вам предложить, — не давайте свою камеру любому желающему поснимать. Фотоаппарат — это Ваш инструмент и через несколько дней он начинает привыкать к Вашим рукам и Вашему мышлению. Подстроившись, он долгое время Вам будет служить верой и правдой. Чужие руки, как бы дороги они пи были, всегда чужие для фотоаппарата, и в конце кон пои он даст об этом знать.
Если все-таки произошла неполадка, надо хороню представить себе ее источник. Если Вам показалось, что фотоаппарат оказался неисправен при таинственных обстоятельствах, то есть Вы даже не догадываетесь, почему это произошло, не пытайтесь исправить самостоятельно. Вспомните совет, который Вы прочли в главе о покупке фотокамеры.
Покажите свой фотоаппарат продавцу в любом специализированном магазине и внимательно по-смотрите, что он делает. Проследите, с чего он начинает осмотр камеры. Подобного никогда в книге не опишешь. В этом случае книжка могла бы называться «Устройство и ремонт фотоаппаратуры».
Можете не сомневаться, что, если Вы принесете фотокамеру в магазин и не станете качать права, а обратитесь к продавцу как к коллеге, ошибка или неполадка будут исправлены.
В тех случаях, когда Вам показалось, что вчера еще в аналогичном случае фотоаппарат работал, не торопитесь бежать в магазин.
Попробуйте проделать следующее:
—    проверьте правильность установки питания (батареек).
Для этого выньте их из обоймы и еще раз посмотрите, как должны быть вставлены батарейки. Убедитесь, что они годные, а не использованные. Загляните в обойму — может быть, пружинки и контакты плохо прикасаются к элементам питания или засалены.
Поскоблите их кончиком ножа, чтобы снять загрязнение;
—    откройте заднюю крышку фотоаппарата и убедитесь, что на барабане или в другом месте не осталось оторванного от пленки кусочка, который застрял и собою заклинил движущиеся детали механизма. Если это так, выньте его аккуратно пинцетом. Особых усилий прила-гать не надо;
—    если есть винты и болты на Вашей камере, под-тяните их маленькой отверткой. Проверьте, все ли они на месте;
—    если в Вашей камере существует встроенная
вспышка, переключите кнопку готовности вспышки (если таковая имеется). Горит ли индикатор, который доказывает, что питание подключено верно и электрическая схема в порядке;
—    попробуйте при открытой задней крышке повернуть барабан, на который наматывается пленка. Если он подается, то сделайте оборота полтора. При этом послушайте, не щелкнуло ли в фотоаппарате что-нибудь. Иногда приемное устройство заклинивает, и неисправность кажется коренной;
—    если Ваша камера механическая, проверьте все кнопки и рычаги, которыми Вы при съемке обычно управляете. На нижней крышке отожмите кнопку разрешения обратной перемотки;
— если Ваш объектив съемный, снимите его и про-верьте еще раз работоспособность фотоаппарата уже без объектива.
Практически подобных мер проверки бывает достаточно для преодоления недуга. Если на какой-либо стадии проверки фотоаппарат стал подавать признаки жизни, считайте, что Вы выиграли. Попробуйте вставить пленку в фотоаппарат и зарядить его так, как это делается всегда. Если после этого камера не дышит или дышит через раз, Ваша поломка может остаться пустяковой, но непонятной, а может оказаться более серьезной. Стало быть, Вам надо воспользоваться самым первым советом и приготовиться к диалогу с продавцом.
Все остальные неполадки, как-то:
—    не закрывается крышка, а вчера закрывалась;
—    треснуло стекло видоискателя;
—    отлетела кнопка —
и многое подобное лежит полностью на Вашей совести. Добавлю, что в современной технике если что и отлетело, то уже навсегда. Поэтому, люди, будьте бдительны. И помните, что при всей сложности механики и электроники современная фотокамера работает корректно и долго. При этом необходимо только поддерживать уважение к  фотоаппарату и не считать его полным автоматическим идиотом.
Для того чтобы совесть моя была чиста, добавлю несколько расхожих рекомендаций.
Фотографический аппарат не выдерживает откровенных солнечных лучей, жары, мороза… Держите его всегда в футляре и не таскайте на шее с открытым объективом. Не кладите его на пляжный песок, на опушку лесной полянки, на ледяной от мороза парапет гранитной набережной…
Выработайте в себе привычку всегда укладывать фотоаппарат в одно и то же место. Если в Вашем портфеле, рюкзаке, кофре и так далее есть отсек, приспособьте его для ношения фотоаппарата и никогда туда больше ничего не кладите.
Те из Вас, кто обзавелся серьезной техникой и собирается посвятить фотографии довольно большое время, чтобы добиться ощутимых результатов, должны приобрести специальный кофр для хранения и ношения фотоаппаратуры. В этом случае Вам никакой футляр отдельно для фотоаппарата не нужен. Серьезным фотографам впоследствии придется докупать сменную оптику, мощную вспышку, светофильтры, носить с собою довольно большое количество пленки… Все это прекрасно помещается в кофре. При его покупке необходимо обратить внимание на  его  размер  и  прочность.   Прочность  выбирается  по вкусу, а размер зависит от потребностей фотографа и его твердого желания и решения, что он будет покупать, а что — нет. Мысленно уложите все это в кофр, и, если помещается, — этот размерчик Ваш.
Правильно будет, если Вы все-таки обзаведетесь самым необходимым для ухода за техникой. В больших специализированных магазинах продаются различные «клизмочки с кисточкой», которыми удобно чистить оптику и узлы внутри камеры. Продаются салфетки и тюбики, мешочки замшевые для камеры… Сколько напридумали, чтобы только наполнить рынок. Раньше я считал, что все это для «чайников» и  выпендрежников, но после того, как засветились мои пленки в аэропорту…
За неделю до поездки в одном из магазинов я видел на витрине контейнер для перевозки пленки через «аэро-портный телевизор».
Для некоторых съемок совершенно необходим штатив.
Мне кажется, что половина всех фотографий в мире сделана со штатива. Штатив необходимо выбирать при наличии камеры. Понравившуюся треногу Вы должны в магазине разложить во всей ее величине, прикрепить свою фотокамеру и только после этого проверить устойчивость, удобство и надежность. Повертеть штативной головкой, глядя при этом в камеру, установить штатив так, как если бы Вам захотелось снять вертикальный кадр. И, конечно же, не удержаться и щелкнуть один снимочек. Если Вас устраивают все проверочные параметры, штатив удобен — покупайте.
Помните, почти все простенькие «мыльницы» не имеют гнезда для присоединения со штативом. Но оно в этом случае и не нужно, так как длинных выдержек у подобных камер нет, а со вспышкой на коротких можно снимать и с рук. Однако, если в Вашей «мыльнице» есть такое гнездо, предыдущее размышление Вас не касается. Наличие штатива только разнообразит Ваши возможности.
Продолжение следует…