Статьи
24 января 2012Раздел: Статьи
И.Лысов “Самоучитель по современной фотографии”©. Часть особенная. Женская фотография.

Увы, дорогой читатель, книга еще не заканчивается. Коли пошли мы с Вами не традиционным путем — давай-те достойно закончим.
Сейчас уже можно сказать, что фотография при всем обилии техники, автоматики и сервисных лабораторий, как никакое другое искусство зависит от субъекта фотографирования. Проще сказать — от того, кто держит в руках этот самый фотоаппарат.
NB: Фотограф- вот главное в фотографии
История располагает мириадами фактов, когда человек впервые заглянул в видоискатель и сделал фотогра-фию, которой теперь гордятся музеи мира.
Но я, как всегда, не стану расписывать наставления по самообразованию и раскидываться рекомендациями. Самоучитель и ценен тем, что он не учебник и не инструкция по возделыванию карточек,

Итак, о фотографах. Вернее, о фотографиссах.
Решиться на такой поступок можно по нескольким причинам.
Во-первых, я почти никогда не встречал материала, в котором бы рассматривался сам человек. Человек, который снимает.
А во-вторых, если это действительно необходимо (в чем я убежден), то правильнее начать с женской фотографии.
Женская природа видения мира никогда не была описана, и, как мне кажется, даже не предпринималась попытка ее изучить. Может быть, в трудах по психологии. Но мы с Вами…
Поэтому, коллеги, не обессудьте, если с первой попытки не удастся.
Природа субъективного мироощущения разработана со времен Древней Греции, поддержана Европой, подпольно описана советскими философами и давно уже имеет диагноз правильной и незыблемой. Далеко не заходя в дискуссию, скажу так — не верю.
Субъективное мироощущение — субъективно, а природа его — тайна. Иначе — нам приходится говорить об объективном. Пусть — субъективизме, но все-таки объективном.
-Женщины! Не зеваете еще?
— Сейчас подберемся. Мне же надо обосновать!
Хотя я, собственно, уже обосновал.
Перехожу к открытию. Я открыл, что женской природе присуще «кадрированное мировоззрение».

Женщина «видит» мир не в связи и последовательности всех его частей, как это же видят мужчины. Вспомним хотя бы научный термин — женская логика.
Поэзия женщин (а что, как не поэзия, выдает мышление) сложена из образов, как кинофильм, смонтирована из разных эпизодов. Их (женщины и кино) образы представляют реальность, будучи вырезанными из нее. И вставлены в раму.
Именно рама — граница кадра играет для женщины роль объемности, завершенности, вселенской гармонии.
Каждый миг для женщины совершенен внешней законченностью и бесконечной внутренностью*.
* Я привожу банальный пример, но думаю гораздо глубже и качественнее. А пишу так, чтобы и мужчинам понятно было.
Чаще все-го именно к женщине относятся наши слова: «Сколько ты можешь об этом вспоминать?!»
Женская природа позволяет построить мир из сюжета в замкнутом пространстве. Это не так, как рассуждают мужчины — «из частного вывести общее». Это природный дар видеть то, что видишь, и не как частицу, взаимосвязанную с другим миром, а как самостоятельное. Которое и есть мир. А больше ничего нет. Правда, потом есть другой мир, потом — третий… Но они не связаны в один. Каждый из них — мир. И если других нет, то и не надо.
Конечно, в практической жизни женщины увлеклись нами и стали потворствовать нашему мышлению и делать вид, что сами так же видят. Но это не что иное, как доказательство того, что мир там, куда они смотрят.
Мы обучаем их логике, здравомыслию, последовательности, сосредоточению и равномерности… Короче говоря, учим жить.
Как мужчина — не пойду против себе подобных. Но как фотограф…
NB:  Купите женщине фотоаппарат!
Такое добро не должно пропадать! Мир не настолько богат классными фотографами, чтобы разбрасываться маэстро. Да если бы иностранцы узнали об этом, там бы каждая вторая фотографировала*.
Наш век так устроен, что именно в фотографии очень мало женщин. В сравнении с другими видами искусств. Скорее всего, это связано с использованием технических средств. Но теперь, когда книга прочитана, отпугивать ничего не должно.
К тому же женщина не так тщеславна, как мужчины, и поэтому способна к обучению и саморазвитию.
Основательность новательность, с какой она берется за осваивание незна-комой техники, умиляет и восторгает.
Может быть, скажу глупость, но мне кажется — приобретя фотоаппарат, женщина современного мира по-лучит мощный терапевтический эффект, выраженный в подтверждении ее способа мышления. Все то, что нико¬гда женщине не удается высказать и утвердить, с успехом принимается на фотографиях.
Наблюдая за женщинами-фотографами (особенно за профессиональными репортерами), я никогда не видел, чтобы они снимали! Так, болтались рядом, болтали с кем-то… Когда позже приносили фотографии — у этих болтуний нельзя было отбраковать ни одной карточки. Если мужчины приносили репортаж, то женщины — очерк.
Я давно заметил, что фотографиссы почти совсем не занимаются рекламной и художественной фотографией. Их не привлекает сочинение постановки — в одном кадре они наворачивают столько, сколько хватило бы на целую пленку. Но именно это качество с успехом использовано в жанровой и репортажной фотографии. Увидеть столько деталей и смысла, не принимая участия в постановке! Должен признаться, что мужчинам это не под си¬лу.
Поэтому, дорогие мои фотографиссы! Я знаю, что Вы стеснительны и робки, когда претендуете на мужские роли. Но поверьте — еще неизвестно, мужское ли это де¬ло — настоящая фотография. Не теряйте времени — по¬купайте фотокамеру и удивляйте мир своими образами. Мужчины все равно пропустят прекрасные мгновения — ничего с этим поделать нельзя! Если Вы не послушаетесь моего совета, кто же расскажет человечеству о нем самом?
Удачи Вам, и поздравляю с международным женским Днем 8 Марта!

Продолжение следует…