Наши телефоны: +7 (495) 502-32-07, +7 (926) 917-03-93

|Подписаться на нашу рассылку|
Статьи
23 января 2012Раздел: Статьи
И.Лысов “Самоучитель по современной фотографии”©. Часть 6. Для сумасшедших.

Не знаю, дорогой читатель, согласитесь ли Вы со мной, но книжка не может быть закончена, не имея главы для самых-самых любознательных. То есть для тех, кто РЕШИТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО проявить собственную пленку да еще, чего доброго, напечатать несколько фотографий! Короче говоря — для сумасшедших.
Итак, добрая часть читателей наконец-то вздохнула с облегчением, ткнулась несколько раз наугад в словарик и отложила книжку на веки вечные (до следующего отпуска)… А маленькая частичка пытливого населения осталась невозмутимо сидеть в кресле и методично штудировать фотографическую премудрость.
А поскольку остались «по собственной воле», то сказ мой будет простой.
Конечно же, тем, кто решился сделать из фотографии настоящее увлечение (а может быть, и выше замахнулся), самостоятельное создание собственной фотографии просто рекомендовано.
И без всякой романтики можно сказать, что прекрасные минуты Вам обеспечены. Впрочем, как и огорчения. Но в конце концов Вы снимете гениальную фотографию, а никто так и не сможет сделать из нее все, что нужно. Никто! Это можете только Вы.
К тому же — не так много сервисных лабораторий смогут качественно проявить черно-белую пленку. Прежде всего потому, что обработка черно-белых материалов.
только внешне имеет похожий процесс. Он, конечно, проще… Но обязательно требует «присутствия» живого человека. Одну и ту же пленку можно проявить десятками способов, которые дадут совершенно различные результаты. Цветное же проявление отработано, как машинный процесс, пленки специально изготавливают под него, и, как бы Вы ни сняли, проявочная машина сделает свое дело и очень качественно. В черно-белой простой проявке даже количество времени вращения ролика в бачке сыграет значительную роль в результатах проявления.
Все очень просто в механике обработки и все очень сложно в творческом поиске художественной выразительности. В цветном процессе абсолютно противоположное размещение акцентов. Бесконечно сложная техника обработки и практически никаких при этом творческих возможностей. Дай Бог проявить бы!
Итак, Вы сняли ролик черно-белой пленки и завтра вечером собираетесь ее проявить. ДОМА!
NB:В этой главе речь идет только о черно-белой фотографии! Цветные процессы навсегда должны уйти из нашего дома. Сложность обработки неимоверная, затраты огромные, а качество не всегда можно сравнить даже с простым кодаковским сервисом.
Черно-белая фотография есть художественная фотография. Практически больше половины всех творческих фотовыставок представлены именно такой фотографией

Проявление негативного фотоматериала
Для того чтобы начать устраивать в квартире небольшой НИИ, необходимо несколько нужных вещей. Собственно, фотографические реактивы (проявители, закрепители…) и сосуды, куда их можно налить. Начнем со второго.
Утварь фотографическая.
Для проявления одной пленки Вам понадобится всего один фотографический бачок, куда вкладывается негативный материал для обработки. Такой бачок можно купить в магазине фототоваров, у магазина (несколько тысяч пожилых фотографов тем и живут, что распродают свои «богатства»), наконец, на Измайловском вернисаже. В крайнем случае среди Ваших знакомых обязательно да найдется человек, у которого в доме завалялся такой бачок. В магазине продаются в основном импортные бачки. Стоят они намного дороже отечественных, но и, соответственно, удобство пользования ими выше. Здесь дело вкуса и их количества…
Про специальные сосуды, собственно, все. Теперь Вам необходимо приготовить несколько емкостей, где будут готовиться растворы для обработки. Это могут оказаться простые банки, бутылки… Я очень долгое время пользовался бутылками из-под шампанского. Их темное стекло надежно сохраняет растворы в рабочем состоянии. При первой же возможности надо использовать емкости зеленого или коричневого стекла.
Мировая промышленность хорошо подготовилась к домашнему фотографическому процессу и стала выпускать прекрасные литровые и двухлитровые бутыли из отличного коричневого пластика. Правда, они наливают туда пиво, которое непригодно для проявления, но его можно вылить и, помыв горячей водой с мылом бутыль, использовать по прямому назначению. Таких посудин можно приобрести несколько на все случаи фотожизни. Сколько конкретно их понадобится, Вы посчитаете окончательно, когда прочтете эту главу и поймете, что же необходимо для индивидуального творчества.
Надо приобрести градусник для измерения температуры растворов. Градусник должен иметь шкалу от нуля до шестидесяти-семидесяти градусов по Цельсию. Хорошо было бы, чтобы его градуировка была с шагом в пол-градуса. Точность замера температуры не повредит. При-обретать его надо там же, где и бачки. Это недорого, но крайне необходимо для стабильности получаемых результатов.
Фотографические реактивы. Мир химии для фото гораздо разнообразнее, и здесь необходимо правильное представление — что Вам необходимо для творческих и технических задач.
Я пойду постепенно и постараюсь избежать богатства вариантов, которые могут только запутать начинающего фотографа.
Работа на отечественных фотоматериалах и реактивах. Если Вы снимаете черно-белую фотографию на отечественную пленку ТАСМА или СВЕМА, Вам необходимо пользоваться простыми в составлении проявителями и закрепителями. Такие реактивы продаются в фотомагазинах, и затраты на них неощутимы. Можно предложить самостоятельное изготовление проявителя из отдельно приобретенных химических веществ. Приготовить такие растворы вовсе не сложно — труднее всего их приобрести. Раньше, когда в фотографический процесс любителя не вмешивались иностранцы, все было проще. В любом химическом, да и в самих фотомагазинах отдельные химические вещества в пакетиках горами валялись на прилавках. Это было время расцвета фотолюбительства в нашей стране, которое дало много, очень много замечательных мастеров фотографии. Сейчас это время домашних лабораторий уходит, что хорошо и плохо.
На всякий случай в конце книги Вы найдете несколько рецептов проявки и печати фотоматериалов, которые Вы можете приготовить самостоятельно.
Подробно мы остановимся на покупных проявителях и закрепителях фотопленки.
Походите по магазинам, торгующим фотопринадлежностями и материалами. Посмотрите, какие проявители существуют в продаже. Их несколько видов, но на сегодняшний день они практически одинаковые в своих характеристиках. Наиболее часто встречающиеся проявители — стандартный № 2 и фенидонгидрохиноновый мелкозернистый. Есть смысл спросить у продавца — ка¬кой из проявителей поставляется регулярно. Такой и надо приобретать.
Постоянная смена химии приведет Вас к полному отсутствию навыков.

NB: Все пленки надо проявлять только одним и тем же проявителем и никогда не менять
его рецептуру. Эксперименты через три года!

Итак, Вы покупаете несколько пакетов проявителя и фиксажа. Фиксаж надо покупать только кислый.
Если Вы помните, в главе о пленках прозвучало предупреждение о покупке целой партии пленок отечественного производства. Покупать надо не меньше десяти коробочек. Это значит, что, проведя опытную съемку и проявление, Вы никогда не ошибетесь в экспозиции на остальных девяти. Пленку следует покупать одной чувствительности. Лучше всего, если Вы всегда будете снимать только на одной-двух пленках. Скажем, для всех освещенных сюжетов — 100 ISO, а для темных — 250 или 400 (опять же, какая пленка наиболее доступна). В итоге Вы привыкнете к одному материалу и сможете добиваться отличных результатов.
Для десяти пленок необходимо три-четыре пакета проявителя и столько же фиксажа. Если дома нет уксуса или уксусной эссенции, купите и ее. Вот и все из затрат.
Теперь Вам надо приготовить те самые растворы, что необходимы для обработки пленки. Для их составления нужна вода. Пользоваться нужно той водой, что течет из крана, только предварительно ее прокипятить. Кипеть такая вода должна не меньше пяти-восьми минут, после чего ей дают остыть до 40—50 градусов. Растворять реактивы надо строго в соответствии с указаниями на упаковке. Какой пакет за каким. Растворять надо каждый пакетик до самого последнего кристалла. Воды надо взять процентов восемьдесят от необходимого количества. Когда последний пакет растворился окончательно — можно долить оставшуюся воду до необходимого количества. На бутылке, в которой Вы будете готовить растворы, надо сделать пометку-уровень. Например, маркером или приклеиванием лейкопластыря по нужной отметке. В дальнейшем Вам не придется всякий раз дотошно измерять количество воды и раствора.
Приготовленный раствор должен простоять сутки в темном месте и только после этого его можно использовать. Но прежде его необходимо профильтровать или, лучше всего, аккуратно перелить в другую емкость, оставив осадок на дне старой. На этих бутылях следует написать «Проявитель для пленки».
Так же надо поступить и с фиксажем. Растворы готовы — можно приступать.
NB: Никогда не наливать в бутылку, предназначенную для проявителя, фиксаж. И — наоборот. Каждый раствор должен иметь постоянную посудину для хранения.
Работа на импортных материалах. Те из Вас, кто решил применять в фотографической практике материалы иностранного производства, должны подчиниться следующей подготовке к проявке.
Качество пленки Кодак Академия 200 не зависит от партии и номера эмульсии — можно покупать по одной, по две, по сто… Также — и пленка Т-МАХ 100 (400).
Но если Вы решили снимать на эти пленки, надо забыть про отечественные проявители.
Они не хуже — нет. Но для пленок кодаковской фирмы разработаны собственные реактивы. Применяя другие, Вы тем самым лишаетесь качества таких фотоматериалов.
Обрабатывать «Академию» можно в проявителе D-76, который продается в специализированных магазинах, торгующих иностранными аксессуарами для фотографии. В каждом городе есть такие магазины*.
*В Москве их — десятки. Я пользуюсь магазином при ТАСС на Брянской, дом 7. Еше есть на Зубовском бульваре, на Новом Арбате…

Как правило, банки с D-76 рассчитаны на приготовление пяти литров проявителя. В домашних условиях этого многовато. Вы можете скооперироваться с друзьями или за один раз растворять часть порошка, предварительно просчитав необходимое количество воды. Не ошибитесь в расчетах!
Можно пользоваться и проявителем, предназначенным для пленок Т-МАХ.
Он так же и называется. Продается такой проявитель в виде жидкой концентрации, что очень удобно и не требует кропотливого растворения порошка. В тех же магазинах можно купить и фиксаж (как кодаковский, так и Т-МАХ). Если это накладно, то можно пользоваться отечественным фиксажем, который не влияет на качество. Конечно, «родной» фиксаж лучше, так как непосредственно разработан для таких пленок.
Минирисунки на упаковке отлично «рассказывают», как приготовить тот или иной раствор. Там же указаны правила проявления и фиксирования и сколько пленок можно проявить в данном растворе.
NB: Не проявляйте иностранные пленки в отечественных проявителях — не лишайте себя качества.
Итак, у Вас все готово. Отфильтрован проявитель (на бутылке написано, что это — он, а не пиво), отфильтрован и надписан фиксаж, приготовлена промежуточная ванна для остановки проявления… Не приготовлена?! Почему? Надо приготовить… Для этого возьмите воды (для одной пленки достаточно 350 мл) и налейте туда не¬много уксуса — 40—50 мл. Если Вы нашли эссенцию, то 15-20 мл.
Вот теперь все готово!
Гордо осмотритесь, все ли на месте, пройдитесь гоголем перед родными и скройтесь в ванной. На полчасика.
NB: Уксус и эссенцию надо вливать в воду, а не наоборот. Это важно!!!
Предварительные приготовления.
Творчество творчеством — техника безопасности берет свое. Сразу найдите место, где будут храниться растворы. Такое место должно быть укромным и редко используемым домочадцами. Где-то в кладовке в коробке, в ванной комнате — закрыто.
На балконе хранить нельзя — зима и светло.
Также должно найтись место бачку или бачкам. Вы делите себе в кладовочке или ванной полочку и складывайте туда фотографическое. Оно должно быть в идеальной чистоте. Лучше, если по окончании проявки высохший бачок положить в полиэтиленовый пакет.
Если Вы проявляете в ванной комнате — постелите кусок толстой фанеры на ванну и составьте туда проявитель, стопванну (промежуточный раствор уксусной кислоты), закрепитель (фиксаж) и один бачок. Приготовьте пленку, градусник, часы с секундной стрелкой (хорошо — секундомер)…
Подготовьте полную темноту в ванной; при выключенном свете проверьте все щели. Зарядите пленку в бачок, плотно прикройте крышкой. Теперь можно включить свет. Можно начинать проявление…
Думаю, что с первого раза зарядить пленку в улитку бачка не удастся. Не отчаивайтесь, сейчас что-нибудь придумаем.
Возьмите ненужную пленку (испорченную или уже проявленную, которую не жалко «запальцевать») и попробуйте ее зарядить на свету. Пленка должна быть с отрезанным хвостиком, иначе ничего не получиться*.
* Когда Вы решитесь зарядить «настоящую» пленку, Вам необходимо будет также на свету отрезать вылезающий кусок хвоста так, чтобы начала изгиба выреза уже не было. После этого чуть-чуть потяните пленку из кассеты — сантиметра на три-четыре и идите заряжать пленку в темную ванную.
Возьмите улитку бачка за ребра дисков так, чтобы выступ оси улитки упирался в правую ладонь. Найдите на торцах дисков прорези, по которым должна вползать пленка. Вставьте ее туда. Удерживая диски за ребра, прокрутите одно из них (правое) вперед до упора.
Пленка не проходит? А Вы прижмите ее кончик большим пальцем правой руки. Пошла? Ну, то-то же.
А теперь поверните обратно правый диск. Пленка полезла назад? А Вы прижмите большим пальцем левой руки краешек пленки — она и останется там, а правый диск проскользнет на исходное место. Теперь повторите то же самое несколько раз. Протискивается пленка в улитку? По чуть-чуть, но протискивается? А Вы говорили, что не умеете.
Доведите такое упражнение до конца. Теперь еще раз повторите с этой же пленкой, только теперь попытайтесь, вставляя пленку, не сильно «обнимать» ее. Помните — только за ребра и за края с перфорацией.
Получилось — отлично! А теперь — с закрытыми глазами! Слабо?
Если не слабо, направляйтесь в ванную. Хотя я советую все-таки потренироваться получше. Не забудьте прихватить ножницы, чтобы отрезать конец с кассетой, когда вся пленка вползет в улитку бачка. Прикройте бачок крышкой — поставьте на фанеру.
Приготовления закончены — начинаем творить.

Процесс проявления. Пока Вы заряжаете пленку в бачок, термометр должен находиться в бутыли с раствором. Теперь Вы знаете — температура такая-то.
Все рекомендации по времени проявления, процессу обработки рассчитаны на температуру проявителя и закрепителя в 20 градусов по Цельсию. Отклонения от нормы в теории не допускаются, а на практике — незаметны в пределах половины градуса для проявителя и пяти градусов — для закрепителя.
Предположим, температура выдержана; заливаем проявитель в бачок, включаем секундомер и через положенное время, не открывая крышку бачка, сливаем раствор в бутыль и сразу заливаем стоп-ванну на две-три минуты. Опять сливаем, не открывая крышку бачка, и только теперь заливаем фиксаж. После фиксирования пленки сливаем закрепитель в бутыль, открываем крышку и промываем пленку в обычной воде. Промытую пленку вешаем прищепкой в ванной комнате и ждем, когда она высохнет. Процесс закончился.
Теория нам ясна, общее впечатление *
* Фабричные расчеты не всегда годятся. Это связано с конкретной, в Вашем кране, водой, особенностью составления растворов, индивидуальным способом вращения катушки в момент проявки.
понятно; пошли нюансы.
Будьте внимательны.
Бессмысленно заводить в доме фотолабораторию, если Вы не отнесетесь к своей работе максимально подробно и профессионально. В противном случае идите в фотоателье, где снимают на паспорт — там проявят пленку и, если хотите, напечатают. Но запомните — съемка на черно-белую фотографию есть искусство и печать с такой пленки есть творчество.
Правило первое. Температура раствора всегда должна быть одной и той же. И завтра, и через год. 20 ли градусов, 21 ли… Это большой разницы не играет.
При коррекции времени проявления — температура раствора может быть отклонена от нормы на два градуса в обе стороны.
То есть расчеты будут собственные, а не фабричные*.
Но то, что Вы установили для первой пленки, становится незыблемым для всех последующих!
Правило второе.
Отснимите пленку с одним сюжетом, скажем, портрет или пейзаж.
Отнеситесь к этому корректно — правильно выставляйте экспозицию, а не бабахайте все подряд, раз пленка опытная.
Зайдите в темную комнату, вытащите из кассеты кусок пленки сантиметров тридцать — отрежьте его и заря¬дите в бачок. Отрежьте так, чтобы кусочек оставшейся пленки торчал из кассеты — иначе второй раз Вам ее не вытащить.
Залейте проявитель в бачок и проявите пленку по тому времени, что указано на упаковке или на коробке с проявителем.
Во время проявки постоянно вращайте катушку с пленкой. Неторопливо, плавно, в разные стороны. За тридцать секунд до конца проявки слейте проявитель в бутыль.
Стоп-ванна, закрепитель… Во время этих процедур следует также вращать катушку. Останавливающая ванна длится две или три минуты (Вы выберите какое-то одно время и остановитесь навсегда на этом выборе.) Закрепление — десять минут. Во всех случаях надо применять один способ вращения катушки и сохранять его во все дни жизни.
Далее следует промывка. Решите, как она будет про-ходить. Под проточной водой ли, маленькой струйкой, стекающей в центр катушки… Сменными водами, которые меняются каждые пять минут… В первом случае — промывка длится 15—20 минут, во втором — 25—30.
Сушить пленку необходимо также всегда одинаково. Я лично делаю так: промытую пленку помещаю в раствор одной (!) капли шампуня на бачок воды. «Купаю» в этом растворе пленку 30—40 секунд и вешаю сушиться. Не снимаю капли тампоном, не протираю мокрым кусочком замши…
Прицепив верхний конец пленки прищепкой к веревке, я привешиваю такую же прищепку к нижнему концу пленки. Как правило, часа через два пленка,высыхает. Проверяю я это по прилипанию к пальцам эмульсионного участка пленки.
«Запальцовываю» я пленку не на кадре, а в тех местах, где их нет — в начале или в конце. Если пленка устойчиво не прилипает, я отрезаю ненужный кусок пленки и отснятую ее часть разрезаю по шесть кадров и складываю в кальку — заворачиваю каждый отрезок отдельно. Положил — завернул, положил — завернул… И так — шесть раз. Пленка хранится отлично. На кальке я пишу время и место съемки, что именно снято и номер для архива.
Правило третье. Теперь проделайте то же самое со вторым кусочком пленки, прибавив время проявления на 30%.
Правило четвертое. Еще раз отрежьте кусок пленки и зарядите в бачок. В отдельную посуду налейте двести миллилитров проявителя и добавьте кипяченой воды к нему также двести миллилитров. Проявите кусок пленки, прибавив время проявления в полтора раза от первого времени.
Оставшийся последний отрезок проявите в разбавленном проявителе со временем вдвое больше самого первого эксперимента.
Правило пятое. Все данные обработки пленки запишите в блокнот.  У Вас должно быть четыре подробных записи со всеми мелочами обработки. От температуры до условий промывки.
Правило шестое. Каждый отрезок пленки пометьте, чтобы потом не перепутать.
Теперь, когда все подготовительные операции проделаны, — необходимо напечатать с каждого отрезка пленки по одному отпечатку. Фотографии необходимо также про-нумеровать в соответствии с пометками на негативах*.
* Если Вы не рискнете печатать в домашних условиях, Вам необходимо предварительно выбрать место, где будут печататься фотографии. Выбрав такое место, не меняйте его. Можно печатать и в Кодак-сервисе на цветной бумаге. В этом случае все отпечатки приобретут некий цветовой оттенок, что иногда просто замечательно.
Итак, у Вас перед глазами четыре фотографии. Если Вы не хотите печатать где-то на стороне, то дождитесь следующей главы — там все про фотографическую печать. А пока…
Четыре фотографии. Это Ваш первый опыт, который необходимо запомнить на всю фотографическую жизнь.
Выберите самую контрастную фотографию и самую мягкую. Посмотрите — устроит ли Вас такое качество проявки пленки. Может, добавить время… А может быть, потребуется и убавить. Неплохо было бы, если бы Вы показали кусочки пленки и фотокарточки кому-то знающему. Но, в конце концов, можно и самому разобраться.
Представим себе, что Вам показалось — отличная, сочная фотография могла бы получиться в середине между первым и вторым способом проявки пленки. Что это значит?
Правильно! Надо в следующий раз увеличить время проявления не на 30%, а — на 15%. Запишите это соображение в свой блокнот.
Теперь — рассмотрим «разбавленное» проявление. По всем теориям — должен уменьшиться контраст. Допустим, что и у Вас так же. Сравните контрастный снимок с малоконтрастным. Видите разницу? Это значит, что после съемки контрастных сюжетов необходимо пользоваться вторым способом проявления.
Будем считать, что Вы выбрали несколько способов проявления. Один — для пленки с контрастным сюжетом, другой — с малоконтрастным сюжетом, третий — с нормальным.

Качество фотографий с таких негативов  Вас устраивает — что еще надо! Еще раз напоминаю — запишите все-все-все о проявлении. Ваша книга, которая сейчас имеет только первую страничку, — Ваше  будущее. Удачи Вам!

NB: Вы можете самостоятельно придумать способ проявления — разбавить не вполовину, а больше…Пленку не все время вращать, а по пять секунд в каждую минуту…
Но!!! Выбрав один раз такой способ — забудьте о новых экспериментах на долгие годы.

Продолжение следует…