Статьи
24 января 2012Раздел: Статьи
И.Лысов “Самоучитель по современной фотографии”©. Часть 5. Практическая природа фотографии. Жанровая и репортажная фотография.

Репортажная съемка не является чем-то специфически профессиональным. Слово, которое отпугивает неприкосновенностью, фотограф-любитель изгоняет из своего лексикона и навсегда лишает собственное творчество ярких и волнующих моментов.
Знаете ли Вы, мой дорогой читатель, что именно любителям принадлежит добрая половина уникальных кадров о событиях, происходящих на нашей грешной планете?
Никто не бывает так часто в гуще происходящего, как обычный любознательный прохожий. Многие, сегодня известные на весь мир фотографы, начинали свой путь, будучи простыми путешественниками и отпускниками. Да просто увлекающимися натурами! Один мой приятель при каждой встрече рассказывал о том, что он «сегодня такое видел!». В конце концов я подарил ему простую фотокамеру, и он завалил меня карточками таких городских эпизодов, что специально не снимешь. Сейчас он сотрудничает со многими издательствами и фотоагентствами и, кажется, хочет поменять свою профессию, чтобы окончательно погрузиться в мир охотника за редкостями.
Репортажная съемка уникальна. Она не требует ни-каких ограничений в выборе фототехники и специальных условий съемки. Репортаж ценен прежде всего содержанием изображения.
Рождая многочисленные законы техники и эстетики, сам он может не подчиняться ничему. Все зависит только от того, что снято. Но в то же время репортаж предъявляет большие требования к фотографу и не подчиняется никакому желанию типа «я так хочу». Ре¬портаж является школой азов фотомастерства — он же и академия для великих маэстро.
Жанровая фотография есть тот же репортаж, только наоборот. Если в первом случае Вы фиксируете событие, то во втором — его создаете. Не было ничего и вот — на тебе!
Во всем же остальном — это одно и то же. И по условиям, и по возможностям.
Здесь обладатели «полных автоматов» могут вздохнуть с облегчением. Пришла их эпоха. Да что там — с облегчением. Гордо надо распрямиться и стоять свободно и независимо!
Это потом, пройдя через все тернии, можно снимать и супертехникой. А пока — что есть, то и хорошо.
Забудьте про штативы, фильтры, примочки… Положите в кофр только камеру, вспышку и побольше пленки. Пленка любая. Здесь все зависит от времени суток и освещенности интерьера. В помещении, как правило, давно не снимают без вспышки, так что большой чувствительности не требуется, 200—400 единиц ISO вполне достаточно.
Если в Вашем фотоаппарате нет встроенной вспышки — это хорошо. Можно купить, но зато такую, какую надо. А не такую, слабенькую и бьющую в глаза, какая выглядывает над объективом. Такая вспышка служит, скорее всего, простой подсветкой в не очень светлом помещении. Свет ее далеко не дотягивается — он способен передать только одну-две важные детали в пределах 3 м.

Покупая вспышку, Вы должны остановиться только на тех моделях, что имеют поворотное устройство световой головки. Она должна поворачиваться и горизонтально, и вертикально*.
* Такие повороты головки вспышки необходимы для того, чтобы из прямого света можно было бы сделать отраженный, направляя «окно» вспышки в потолок, на стену… В таких случаях следует прибавлять экспозицию в два раза.
Это первое и последнее условие. Все остальные зависят от наворотов, цены и дизайна. Если камера Ваша — обычная механика, то нет смысла покупать вспышку с электронным замером освещения. В этом случае следует установить диафрагму на нужное для вспышки число и снимать.
Вспышка всегда дает одно и то же освещение — стало быть, все кадры правильно экспонированы. Выдержка устанавливается напротив значка «X» на кольце выдержек.
Есть камеры, на которых такой значок отсутствует. Например, в «Практиках» он заменен знаком молнии. В паспорте каждой камеры оговаривается выдержка при вспышке. Как правило, она не бывает длиннее 1/60. Если Вы нигде не нашли специальное указание — ставьте эту выдержку и снимайте. Не бойтесь, что будет смазано. Свет от вспышки длится 1/500, а то и 1/1000 секунды. Именно за это время происходит экспонирование. Но установить на фотоаппарате такую короткую выдержку нельзя, так как с какого-то момента во время срабатывания затвора шторка его не открывается полностью для света, а проходит вдоль кадрового окна маленькой щелью. Поэтому на таких выдержках кадр получит свет только на одной полоске. (Там, где вспышка застанет щель.)
Автоматические фотовспышки замеряют свет самостоятельно. Вам следует установить диафрагму и указать на вспышке, какое число чувствительности пленки в данный момент используется. Вспышка самолично корректирует количество света.
Конечно, такую вспышку можно установить и на простых фотоаппаратах. Разве что цена его может оказаться в несколько раз меньше, чем у подобной вспышки.

На этой схеме-рисунке даны некоторые варианты применения света от вспышки. Вы можете сообразить, что при «жирной» и черной-пречернои тени такие же контрасты будут лежать и на лице. В любом случае -старайтесь смягчить резкий вспышечный спет.
Почти никогда специальное использование прямой вспышки не приносило художественного эффекта.
Теперь вернемся к «съемке. Именно в репортаже и жанровой фотографии «предварительное» упражнение раскроется во всей своей красе. Умение видеть сразу, безошибочно, эмоционально приведет Вас к высотам ре-портажа. В противном случае могут получиться прото-кольные, сухие снимки, понятные только Вам.
Не стремитесь снимать тут же, не отходя от кассы, как только заметите что-либо интересное. Это чревато.
Во-первых, неизвестно, как отнесутся «представляющие интерес» к тому, что их снимают. Вы же не разобрались и выдали себя мгновенно. А это охота.
Во-вторых, поняв, что их снимают, люди, как правило, перестают быть интересными, и Ваша съемка погорит.
В-третьих, прежде чем снять, необходимо иметь внутренний сюжет заранее, а не выискивать его потом на готовой фотокарточке. Вспомним закономерность, о которой было написано ранее. Если в кадре ничего нет, то и на фотографии ничего не будет.
Каждый из Вас обладает совершенно различной фототехникой, поэтому общих рекомендаций очень мало.
Обладатель «мыльницы» должен уметь видеть только так, как «видит» его камера.
В данном случае — широко и объемно.
Иногда глаз стремится в одну точку и не видит ничего вокруг. После, на фотографии мы с трудом сможем вспомнить, что же нас такое там привлекло. Деталь спряталась за разношерстностью сюжета, и все потерялось.
Владельцы зумов, наоборот, могут сосредотачиваться на конкретной мелочи, «выращивая» из нее сюжет.
Большое значение имеет точка съемки. Уже не столько как ракурс, сколько как выгодное место для наблюдения. Прежде, чем снимать, надо найти такую точку обязательно. Можно сделать несколько кадров. Теперь и только теперь есть смысл искать и предугадывать неожиданный снимок. Во всех остальных случаях снять неожиданно и добротно не удастся, так как «уникальность снималась без знания простого и главного. Это может на поминать старую притчу о слепом, которого подвели к слону. Он ощупал его хвост и изрек: «Слоны похожи на змей».

Продолжение следует…