Наши телефоны: +7 (495) 502-32-07, +7 (926) 917-03-93

|Подписаться на нашу рассылку|
Статьи
24 января 2012Раздел: Статьи
И.Лысов “Самоучитель по современной фотографии”©. Часть 5. Практическая природа фотографии. Съемка портрета.

Эта часть книги ни в коей мере не ограничивает Вашего творчества и самостоятельности. Но если эстетика и техника во многом зависят от вкуса и изученных законов, то знания и опыт приобретаются предыдущими поколениями и находят свое отражение в последующих.
Кроме того, опыт хорош тем, что им можно пренебречь. Но так же и тем, что им можно воспользоваться. Я основываюсь на втором утверждении, а Вы по-прежнему свободны в своих привычках и методах мышления.
СЪЕМКА ПОРТРЕТА
Портрет как вид фотографии является наиболее сложным и в съемке, и в подготовке к ней. Фотографический портрет наиболее капризен, так как опирается во многом на законы живописи и имеет один колоссальнейший недостаток. Практически все рассматривающие свой собственный портрет или портрет знакомого анализируют одно и то же — похоже или не похоже. Где тут говорить о творчестве!
Портрет, как правило, всегда — постановка, по-скольку снять хорошее лицо репортажно удавалось всего несколько раз и только действительно выдающимся фотографам. Многие это знают и никогда не забираются выше рядового снимка интересного лица друга или соседа. Получится — получится, а не получится — да я и не рассчитывал на что-то большее.
Когда же Вам неожиданно для самого себя удастся по-настоящему творчески снять портрет, Вы поймете, как трудно достигнуть подобного еще раз.
Сейчас речь не идет о смысловом и эстетическом значении кадра — это вчерашний день. Если, конечно, Вы вчера читали предыдущие главы. Сегодня простые рекомендации, без которых обойтись возможно, а снять хорошо — нет.
Прежде всего — оптика. Наиболее пригодными являются зеркальные фотоаппараты. Хотя и дальномерная камера снимала многие годы прекрасные портреты. Как я уже говорил, все старые мастера, по которым сегодня изучаются тайны нашего искусства, снимали на дальномерные фотоаппараты. Студийные фотографы пользуются крупноформатной техникой. Сейчас ее иногда можно увидеть в фотоателье, которые фотографируют на паспорт.
Нам такие мертвые копии с живого человека ни к чему, а до студийных фотохудожников еще долго — малоформатная зеркалка да пара-тройка объективов в умелых руках и творческих головах передадут все прелести мира!
Для съемки портрета требуется объектив с фокусным расстоянием побольше, нежели у штатного. Если у Вас только один 50-мм объектив, а желание снимать красивые портреты прочно укоренилось в душе — надо покупать портретную оптику. Так называются средние теле¬вики, то есть объективы с фокусным расстоянием от семидесяти до ста тридцати миллиметров. Для тех, кто обладает фотоаппаратами типа «Зенит» или «Практика», существует в продаже недорогой и хороший объектив «Юпитер-9». Он считается мягкорисующим и отлично передает объем.
Для обладателей «Киева-19» завод-изготовитель выпускает всего несколько дополнительных объективов. Среди них для съемки портрета подходит 100-миллиметровый «Калейнар». Те, кто не поскупился на японскую технику, могут использовать зум, который, как правило, первым прикупают к коробке. Но импортная фотографическая промышленность все-таки приготовилась к массовому искусству портрета, и для каждой камеры производители обязательно предлагают отличную длиннофокусную оптику.
Владельцам «полных автоматов» со встроенным объективом придется сложнее. Крупные планы им заказаны, так как подойти ближе, чем на два-три метра, к объекту нельзя из-за постоянной наводки на резкость, которая начинает себя проявлять только для общих и очень средних планов. Практически на всех таких камерах установлен широкоугольный объектив, который, как назло, противопоказан для съемки портрета. В «мыльницах», которые оснащены зумом, подобный недостаток устраняется, хотя качество негатива, а потом и фотографии сильно уступает простому советскому (даже!) «Зениту».
Если ничего этого нет — можно обойтись штатным объективом и в конце концов «мыльницей». В этом случае необходимо соблюдать одно условие. Это расстояние от фотокамеры до надеющегося, что его снимут.
«Штатникам» придется ограничиться максимально поясным портретом, а «мыльникам» — во весь рост*.
* Это не такая уж страшная беда. Многие великие достигали выдающегося ре-зультата, снимая портрет не в привычном для нас расположении человека в кадре. Портрет — не обязательно фотография с крупно изображенным лицом.

При съемке портрета самое большое влияние на результат оказывает освещение. С помощью его фотографы добиваются любых желаемых результатов. Практически никогда не удается снять на улице в яркий солнечный день. Глубокие и контрастные тени оставляют мешки под глазами даже в том случае, когда Вы снимаете совсем юное создание.

В таких случаях очень целесообразно подсветить вспышкой. При такой подсветке освещение становится более ровным, и тени исчезают. При этом экспозиция должна остаться той же, что и без применения вспышки. Если экспозицию выставить, как если бы Вы снимали только со вспышкой и без дополнительного света, то его может оказаться недостаточно для проработки деталей фона, окружения.
Правильно будет, если Вы установите экспозицию по светлой части лица и в этом случае примените дополнительное освещение. Улица окажется проработанной, а тени под глазами исчезнут.
Профессиональные фотографы применяют отражатели, устанавливая их так, что часть общего света падает на отражатель, который и освещает затененную часть лица. Этим уменьшается контраст и смягчаются тени. Применение отражателя более правильно передает структуру света и плавность его распространения на лице.
В фотомагазинах можно приобрести различные отражатели*.
* Западное простонародье называет отражатели «лайт-дисками». Наши магазины переняли это название.

Они складываются в небольшое колечко, что очень удобно при переноске. Когда еще не было ничего подобного, фотографы пользовались самодельными отражателями. На кусок плотного картона размером 40×60 см наклеивалась мятая и расправленная тонкая хозяйственная фольга. Для мягкого рассеивания света применялась очень белая холстина. Иногда такой картон складывался пополам для удобства.
Действие таких домашних отражателей мало в чем уступает заморским. Однако компактность, изящность, легкость недоступны доморощенному оборудованию.
Догадываюсь, что нарываюсь на непонимание. «Это что, все время с собой таскать?»
Хорошо, не таскайте. Снимайте портрет, как жанровую фотографию. Дескать, тут лицо и выражение ни при чем. Главное…
Вот в том-то и дело. Главное в портрете — смысл и содержание, переданные через фигуру и, конечно, лицо. Портрет — это взгляд на человека и его ответ.
Съемка в интерьере (студии, дома) имеет свои преимущества и недостатки. Первое заключено в том, что носить ничего не надо — все рядом. Второе — того, чего не надо носить, прибавилось. И первое, что оказалось необходимо — так это штатив. Связано это с малым количеством освещения. Собственно, почти никакого света. Стало быть, надо искусственный иметь. Начинается новая головная боль. Где купить или как сделать.
NB: Сразу оговорюсь. Отсутствие в помещении яркого солнечного света и хорошего искусственного разбудило во многих фотографах такой талант, который принес миру бесценные по своей художественности фотографии.
Все, оговорился.

Итак, штатив необходим потому, что выдержка медленнее 1/30 секунды для начинающего фотографа является достаточно длинной — не всегда выдержат рука и дыхание. Тем более если съемка происходит на длиннофокусную оптику. Можно зарядить в фотоаппарат высокочувствительную пленку, но тогда она даст зерно, что очень портит впечатление. Лицо становится изрытым и непластичным. Для съемки портрета наиболее удачна пленка чувствительностью в 100 единиц ISO. В зависимо-сти от Ваших вкусов — KODAK или FUJI. Вы помните, что разница в передаче цветовой гаммы?
Существует правило, к которому есть* смысл прислушаться. Самая длинная выдержка, какую можно еще удержать в руках (без штатива), должна соответствовать фокусному расстоянию объектива. Съемку с рук при штатном (50-мм) объективе можно проводить в диапазоне от самой короткой, что только есть на фотоаппарате, до 1/60 сек. В крайнем случае — 1/30. Для съемки длиннофокусной оптикой это правило еще более строго. Длиннее 1/125 даже не пытайтесь «удержать» в руках. Кайф приходит, когда снимаешь широкоугольником. Тут иногда и при 1/15 можно снять четко и резко.
Много лет назад необходимость длинных выдержек раздражала меня своей статичностью, громоздкостью, неповоротливостью.
Однако, начав снимать со штатива, я увлекся длиной срабатывания затвора и, как всякая любопытная натура, довел дело до абсурда. Я уменьшал чувствительность применяемых пленок (брал даже технические пленки в 6—12 ISO), увеличивал до отказа число диафрагмы (уменьшал относительное отверстие в объективе для совсем мизерного прохождения света)…
Выдержка таким образом вырастала до 40—60 секунд! Придумывал такие позы своим моделям, при которых можно не шевелиться какое-то время*.
*В старину даже придумали станок для поддержки головы.
Почти все фотографии конца 19 — начала 20 века снимались при помощи головодержателя модели.

Идеей таких «длительностей» было желание попробовать снимать «под старину». Не в смысле качества, нет. Меня интересовал процесс постановки, да и всего мышления долгой съемки. Результаты оказались совсем не те, какие я ожидал. Практически все фотографии действительно напоминали старые карточки. Своими лицами! Вы помните, какие прекрасные глаза на старых фотографиях!
Секрет оказался в больших выдержках. Может быть, это мистика, но именно с течением времени передается «воздух» на пленку. За короткое мгновение фотоаппарат успевает схватить форму, физику человека, его оболочку. При более продолжительном времени экспонирования пленка получает что-то такое, что уже вовсе не называется химическим процессом поглощения света и отражений. Конечно, добиться видимости каждой ресницы было невозможно (все-таки человек шевелится!), но фотография приобретала живое дыхание.
И уж во много раз больше рассказывала о том, кто смотрел на меня с карточки.
Сейчас я достаточно сознательно применяю этот прием и предлагаю Вам проэкспериментировать. Мне кажется, что даже простой натюрморт более качественно передаст свою ауру на больших экспозициях.
Второе преимущество съемки со штатива заключено в возможности применения малых источников света.
Две-три лампы в 150 ватт в домашних условиях дадут огромное поле для творчества. Тем более это ценно для тех фотографов, которые не имеют портретных объективов и непременно в кадре оставляют интерьер.
Даже имеющийся обычный бытовой свет настольных ламп, торшеров и бра можно использовать художественно.
Установка света — довольно кропотливое дело, которое требует не только времени, но и знаний. Первое, что должно быть Вами усвоено, — научиться говорить «нет» прямому свету на лице*. Лицо всегда должно быть освещено отраженным или рассеивающим светом.
Отраженный свет всегда легко установить, обратив источник света к белым стенам. Уменьшается освещенность — но ведь нет такой цели — залепить белым пятном все лицо. Рассеивающий свет получится, если перед лампой натянуть кусок ткани или поставить матовое стекло. В этом случае свет не исходит из одной точки, а имеет довольно большой диаметр свечения, что резко уменьшает контраст.
Конечно, и прямой свет также пригоден для фотографии, но пользоваться надо им для проявления рельефа, выявления сюжетно важной детали. Он так и называется — моделирующий. Мощность его не должна превышать мощности остального освещения.
Иначе все старания по проработке пластики и контраста окажутся тщетными из-за прямого и неказистого луча.
Основным освещением при съемке портрета всегда был, есть и будет мягкий рассеянный верхнебоковой свет. Его, как правило, устанавливают сбоку от фотографа и поднимают немного вверх. Хорошо выставленного обще¬го света уже достаточно для получения портрета. Все остальные источники являются рисующими рельеф и атмосферу фотографии. Для пущей художественности используют еще и контровой свет, который установлен позади модели и, освещая волосы и фигуру, придает дополнительный аромат снимку.
Многие фотографы никогда не пользуются специальными источниками света. Для них, скажем, свет из окна является незыблемым и живым, а посему и снимать надо так, как говорит природа. Несколько отражателей, штатив, талант и пламенное сердце — орудия таких фотографов. Подчинение эстетической природе фотографии для них свято.
Другие фотографы снимают портреты, наоборот, освещенные всего-навсего одним узким лучом света. Великий Наппельбаум до сих пор считается непревзойденным художником. Говорят, что когда Сергей Есенин пришел за своим портретом в ателье фотографа и увидел себя на фотографии, он был так потрясен, что даже бросил курить. Что его вынудило позже возобновить эту привычку — мне неизвестно.

Схематическое изображение различных источников света, которые можно применить в любительской съемке.
Такие прожекторы применяются в студийной работе фотографа. Они оснащены регулировкой светового потока.
Тем, кто серьезно займется съемками в интерьере, следует приобрести штатив с поворачивающейся головкой для закрепления фотоаппарата в вертикальном положении. Студийный свет достаточно дорогое удовольствие, однако несколько недорогих приборов можно купить в фотомагазинах. Современные фотохудожники, работающие в рекламной фотографии, пользуются импульсным светом. Это такой прибор, который совмещает в себе обычный свет и вспышку.
При помощи маломощного постоянного света фотограф моделирует освещение на объекте, после чего при каждом кадре вспыхивает импульсный источник.
С такими приборами нет необходимости использовать штатив, так как вспышка есть вспышка и выдержки с ее применением заметно короче. Достоинства таких приборов в их возможности регулировать освещение. После окончательной установки света на модели вспышки на каждом приборе выдают импульс пропорционально установленному уровню мощности ламп. Недостатком таких осветителей является их стоимость. Она просто бешеная.
При съемке на цветную пленку перед Вами встанет еще одна проблема. Одна и та же пленка на улице и дома даст совершенно разные результаты. Это связано с их сбалансированностью к тому или иному источнику света. Все пленки, которые наиболее часто покупают начинающие фотографы, рассчитаны на съемку при дневном солнечном освещении. Или — при употреблении вспышки, которая так же источает цветовую температуру, как и солнце*.
* О цветовой температуре — смотрите в словарике.

В помещении и при обычном искусственном свете такие пленки на фотографии передадут излишнее количество желтого цвета, и все Ваши портреты окажутся а lа Рембрандт.
Иногда это действительно уместно и очень красиво выглядит. При печати фотографий с таких пленок обязательна коррекция негативного изображения для восстановления истинных цветов*.
* Конечно же, с пленкой ничего не делают физически. Процесс коррекции мож-но себе представить, если, скажем, перед объективом слайдопроектора поместить кусок прозрачного цветного стекла. Изображение на экране окрасится этим оттенком.

Правда, в Кодак-ателье не всегда на это идут. Советский сервис даже на американских машинах остается советским. Лаборанты штампуют карточки, и ничего их не волнует**.
**Проблемы печати и проявки мы обсудит немного позже. Зато — подробнее.

На слайдовых пленках такую коррекцию провести нельзя. В этом случае окончательным результатом является сама пленка. Поэтому несколько фирм выпускают специальную пленку, цветовой баланс которой установлен для правильной передачи колорита при искусственных источниках освещения. То бишь, обычных лампах. На таких пленках после указания чувствительности стоит литера «Т». Например — Kodak Ektachrom 100 Т.
При такой сложной и творческой способности света влиять на портрет увеличивается ответственность за правильно установленную экспозицию. Если Вы снимаете портрет, где важным является именно лицо, экспозицию надо замерить по двум точкам — наиболее освещенной и теневой. После чего выбрать среднее значение. Так же надо поступать и при съемке портрета в интерьере. Замеряя экспозицию, надо подносить экспонометр к самому лицу, следя за тем, чтобы рукой и экспонометром не отбросить тень на точку замера. Надо следить, чтобы в окошко светоприемника экспонометра не попал прямой свет от других источников освещения. В параметры замера должен войти только свет, который отражает лицо. Практически среднесерое (на что настроен экспонометр) своим коэффициентом равно коэффициенту отражения кожи лица. Поэтому большой погрешности в измерении света не будет.
Измеряя по освещенности (с молочным» стеклом), необходимо установить экспонометр у самого лица моде¬ли и направить светоприемное окно экспонометра к источнику света, а не к фотоаппарату.
Те, кто не имеет отдельного экспонометра, должны замерить свет встроенным в фотоаппарат элементом. Здесь также важно, чтобы паразитный* свет не появился в кадровом окне и не испортил экспозицию.
* Это слово не я придумал — во многих книгах оно является почти научным термином
Если Вы не привыкли к подобной кропотливой работе, Вам ничего не остается, как замерять экспозицию творчески. Это значит, что, найдя точку съемки, надо оттуда померить свет Вашим фотоаппаратом. Теперь Вы знаете экспозицию, при которой сюжет, увиденный в кадровое окно, окажется серым на пленке. Вам же необходимо убедиться — действительно ли в сумме реальный сюжет окажется среднесерым.
NB: Замером по освещенности можно пользоваться без всякой коррекции экспозиции.
Придумаем пример. Предположим, что Вы снимаете портрет русоволосой красавицы с Дальнего Востока, приехавшей погостить к соседу на три дня. Прознав, что Вы фотомаг и кудесник… Ну а отказать соседу неудобно.
Вы усаживаете девушку у стены (у окна) и замеряете свет. Допустим, фотоаппарат своим экспонометром показал 2,8 (диафрагма) и 30 (выдержка).
Правильно ли это?
Нет, конечно. Встроенный экспонометр замерил свет по всему полю кадрового окна. Но объект съемки намного светлее, чем теоретическое серое. Белые стены, да и сама блондинка «обманут» Вас и покажут, что необходимо меньше света для правильной передачи. На фотографии такой сюжет проявится серыми стенами и темным лицом. В этом случае необходимо увеличить экспозицию на одно деление, как минимум. Или диафрагмой, или выдержкой. Здесь дело вкуса и ощущения предвари¬тельного видения результата. Можно снять при 2 (диафрагма) и 30 (выдержка), а можно — при 2,8 (диафрагма) и 15 (выдержка). Во втором случае — уж точно снимать надо со штатива.
Другой пример. Предположите, что сюжет Ваш темнее среднесерого. (Брюнет в черной рубашке сидит в ко¬жаном кресле…) И в этом случае экспонометр передаст экспозицию неправильно и доложит дезинформацию. Но Вы, я уверен, не пойдете за ним на поводу и уменьшите экспозицию. Насколько — все это зависит от Вашего глаза и убежденности. Намного ли чернее или нет? Есть ли в кадре светлые его части? То есть какую провести коррекцию экспозиции.
А если Вы снимаете рояль во весь кадр и лицо пианиста занимает в видоискателе маленькую часть? Коррекция должна быть не меньше двух-трех ступеней.
Те из Вас, кто решится снимать на компактную фотокамеру (полный, так сказать, автомат), будут вынуждены всегда применять встроенную вспышку — ничего тут не поделаешь. В таких случаях старайтесь снимать человека подальше от стен. При близком расположении к ним от человека на стене образуются черные тени. Как медведь за спиной Татьяны Лариной.
NB: Съемка портрета «мыльницей» со вспышкой имеет один эстетический недостаток. Прямо смотрящий в объектив человек всегда окажется «обладателем» красных огоньков в собственных глазах. Если Ваша камера не снабжена защитой от такого дефекта — не снимайте в фас, не снимайте смотрящих в объектив. А если уже сняли — купите в магазине карандаш против «красноглазия», и все проблемы исчезнут.
Правильно сказать: «мыльница» годится для дневного освещения и для съемки, скорее всего, группового портрета. Справедливости ради добавлю, что среди моих знакомых есть несколько человек, которые упорно снимают на «мыльницу». Но, изучив ее возможности, получают приличные карточки. Да еще и уникальные, когда с большим фотоаппаратом не развернешься.
А «мыльницей» щелк — и готово.
Как всегда, я предлагаю начать практические раз-мышления о съемке портрета с добавления новых сложностей в известное уже Вам упражнение «предварительной фотографии».
Как только выдастся возможность понаблюдать за человеком (в метро, на скамейке — главное, чтобы Ваша «модель» находилась в относительном покое), Вы просто обязаны «освещать» фигуру с разных точек. Попробуйте научиться предугадывать эмоциональное впечатление от кадра при «изменении» освещения.
Наблюдайте в воображении, как тень от носа закрывает рот и подбородок… С какой стороны правильно снять портрет, с какой — всю фигуру…
Самостоятельно изучайте недостатки плохого освещения, которые искажают лицо до безобразности. Если сейчас Вам предложить рекомендации, то они могут оказаться полностью сковывающими фотографический процесс. Это же ясно, что скуластое лицо нельзя снимать прямо.
А лицо взрослой женщины подсвечивать снизу. И в то же время есть фотографии, доказывающие обратное.
Известный портрет Анны Ахматовой снят именно с нижней точки, и вовсе не скрыты складки на подбородке…
Давайте теперь попробуем коротко «оценить» все возможные направления освещения.
Фронтальное освещение. Такое освещение наиболее привычно глазу, но рельефа и пластики не «строит». Весь объем передается только посредством перспективы. Принципиально художественного впечатления не передает.
Боковое освещение. Наиболее рельефное освещение. От легких теней до полной погруженности в никуда теневой части лица или фигуры. Отлично передает пространство и воздух композиции.
Контровое освещение. Высвечивая сзади фигуру, создает ее ореол, выгодно просачивается сквозь волосы. Наиболее резко отличается от «правильного», привычного освещения.
Подсветы. Дополнительное освещение, которое исправляет недостатки основного света. Дополняет кадр световым выделением важных деталей.
Практически естественное освещение исчерпывается вышеперечисленными направлениями и, как правило, никогда не бывает комбинированным. Если уж боковое, так только боковое. Два солнца не бывает.
Искусственное же освещение богаче и разнообразнее, поскольку им можно руководить.
Заполняющий свет. Такое освещение устанавливается сбоку и вверху. Как правило, свет рассеянный или отраженный. Практически не дает теней. Отличается от всех других своей равномерностью. Может быть создан двумя источниками — верхним и передним.
Рисующий свет. Создается резким освещением, чаще всего направленным лучом. Ярче заполняющего освещения. Устанавливает пропорции светотени и наиболее точно определяет внешний рисунок кадра. Очень редко применяется самостоятельно, так как образует сильнейший контраст.
Моделирующий свет. Слабый источник резкого света создает рефлексы и блики в кадре. Подправляет общее освещение сюжета.
Наиболее употребительные в практике фотографа-любителя способы освещения.
Внимательно просмотрите рисунки и в дальнейшем старайтесь так ставить модель  при естественном освещении, чтобы решение световой тональности кадра соответствовало теоретическим рисункам, которые верны и опробованы.
Контровой свет. Действует так же, как и естественный источник. Отличается возможностью изменения контура, силуэта при перемещении его источника перпендикулярно оси «фотограф — объект», а также при удалении от фигуры.
Фоновый свет. Может применяться любой источник освещения. Фоновое освещение служит задачам композиции и общего впечатления сюжета. В основном его применяют для освещения фона.
NB: Знания законов освещения — первый и непреложный «кирпич» творческой фотографии. Их применение важно не только при съемке портретов. Однако давать эти законы отдельно от практики и выделить в самостоятельную главу не имеет никакого смысла. Ее все время пропускают, а потом рвут на себе волосы.
В человеке же все должно быть прекрасным… Берегу Вашу прическу.

Продолжение следует…