Наши телефоны: +7 (495) 502-32-07, +7 (926) 917-03-93

|Подписаться на нашу рассылку|
Статьи
8 августа 2011Раздел: Статьи
Обработка портретной фотографии в RAW-конверторе

RAW-конвертор, особенно в последних версиях Фотошопа (CS4, CS5) является мощным инструментом придания выразительности фотопортретных изображений. Рассмотрим некоторые особенности применения этого конвертора при обработке изображения женского лица.

Как правило, женский портрет требует смягчения контрастности и фактурности кожи, изменения ее тонального и цветового состава. Это сочетается с приданием большей выразительности взгляду (глазам), иногда также отдельным атрибутам портрета – украшениям, косметическим эффектам и одежде. Кроме того, женский портрет требует усиленного обрамления, отделения лица (или фигуры портретируемой) от фона и деталей заднего плана. В ряде случаев, особенно при портретировании в естественной обстановке, на природе, требуется корректировка освещения – высветления и размытия грубых теней и смягчения резких световых пятен от яркого солнечного (или отраженного) света.

Все эти задачи с успехом могут быть выполнены с помощью RAW-конвертора.  При открытии файла  следует сразу обратить внимание на нижнюю строку под изображением «Workflow options» — т.е. на общие свойства файла.  Лучшие результаты обработки цветов дадут параметры цветового пространства «Adobe RGB» и 16-битный цвет, которые в совокупности охватывают значительно больший цветовой диапазон и позволяют производить обработку без потери деталей. По этой же причине размер файла в пикселях также должен быть установлен максимальным (при съемке с максимальным размером RAW-файла обычно это  6144х4096 пикселей, т.е. в целом около 25 мегапикселей – размер весьма внушительный).  Разрешение лучше устанавливать в соответствии с требованиями печатного оборудования, т.е. 300 dpi.

Теперь анализируем  гистограмму.   Важно, чтобы график гистограммы был растянут на всю ширину нижней оси – это будет означать полный охват изображением всех тонов – от самого темного  до самого светлого.  Смещенность основной части гистограммы влево, к теням, означает, как правило, что портрет темный нуждается в высветлении (двигаем движок экспонирования вправо, к светам).  Расположение гистограммы преимущественно в правой части графика тоже не является оптимальным, т.к. говорит о слишком светлом портрете, теряющем объемность. Такое изображение нуждается поначалу в затемнении – смещении движка экспонирования влево.  В целом гистограмма должна иметь вид постепенно поднимающегося к середине графика, и постепенно опускающегося к его концам.  В портрете важно также то, что красный канал изображения должен быть основным в светах, т.к. именно этот канал формирует цвета кожи, а лицо в портрете обычно светлее фона.  Если преобладания красного канала в светах гистограммы не будет, значит, лицо портретируемого потеряет специфический яркий и выразительный оттенок.  Здесь мы, как правило, легко можем добиться нужного эффекта,  двигая вправо ползунок цветовой температуры.

Еще один важный показатель гистограммы  при портретировании – ее полнота, т.е. занятие гистограммой как можно большей площади графика.  Это означает насыщенность изображения,  наличие большого числа деталей, цветовых и тональных переходов, достаточно высокую контрастность и объемность лица.  Если гистограмма правильная, значит и возможности технической и художественной обработки изображения будут большими.

1. Начальное изображение

Этап первый – цвето-экспозиционная обработка. Мы переходим на экспозиционную вкладку (это – первая вкладка) RAW-конвертора. Анализ показывает, что наш портрет очень контрастный, слишком теплый и с выраженной фактурой кожи – которая не нужна в женском портрете. Типичные приемы обработки здесь – это уменьшение параметров контрастности (-6)  – здесь и далее я буду давать данные по обработки нашего конкретного примера портрета, т.е. ориентировочные данные), четкости (-18) и насыщенности (-13). Уменьшение этих параметров приводит к разглаживанию фактуры кожи, уменьшению деталей и шумности, более мягкой цветопередаче.  Как правило, нуждается в корректировке цветовая температура (-9) и оттенок (-7).  В нашем примере мы несколько усилили «холодность» портрета (изначально имеющего слишком теплые тона) и компенсировали при этом ползунком «Оттенок» излишнюю «пурпурность»  лица.   Все эти манипуляции могут привести к такому нежелательному эффекту, как падение объемности изображения и уменьшение светотональных переходов на лице.  Для компенсации такого эффекта используем повышение «Затемнения» (+11), что приводит к более насыщенным теням.   При этом ползунки «Экспокоррекция» (+9)  и «Заполняющий свет» (+22) восстанавливают соответственно ставшие менее заметными детали в светах и тенях. Цветовая насыщенность изображения должна быть снижена (-20), в женском портрете густые цвета обычно только ухудшают общий вид.   Компенсирующим является движок «Красочность», повышающий насыщенность только слабовыраженных цветов.

Дальняя сторона лица освещена значительно сильнее ближней;  это означает желательность тоновой коррекции кривыми (вторая вкладка). Однако, лучшие результаты для RAW-конвертора  будут получены коррекцией цветов изображения (четвертая вкладка), а именно – уменьшением светимости красного (-20), оранжевого (-20)  и желтого (-10) цвета. Дело в том, что световые блики на коже имеют именно эти цветовые оттенки. Главное здесь не переусердствовать, слишком сильное снижение светимости приводит к нарастанию цветового шума и пятен.  Светимость синего цвета и цвета «Аквамарин»  — это участки глаз, высветление и насыщение этих цветов может усилить выразительность взгляда портретируемого.  Как альтернативу снижения цветовой температуры можно предложить изменение  насыщенности и цветового тона (оттенка) теплых цветов.  Во всяком случае, в RAW-конверторе этот инструмент работает очень гибко. В нашем случае цветовая насыщенность оранжевого цвета понижается до (-43), что полностью корректирует излишне высокую первоначальную цветовую температуру.  Уменьшая насыщенность желтого цвета (-30) мы фактически ликвидируем яркие солнечные засветки на коже. Цветовой тон оранжевого цвета меняем в сторону желтого (+18) и на этом цветовая корректировка как по оттенкам, так и по цветовой температуре будет закончена.

Отвечающая за резкость и подавление шума третья вкладка RAW-конвертора используется нами для незначительного  изменения параметра светимости (28).  Параметр «сведения о яркости» оставляем около нуля. Эти манипуляции слега уменьшаю шумность. Увеличение же собственно резкости (верхние движки вкладки) для женского портрета не требуется.

2. Изображение после экспозиционной и цветовой обработки

На втором этапе тональную и структурную коррекцию лица и кожи в RAW-конверторе имеет смысл проводить кистями. Это – инструмент «Корректирующая кисть» -(К). Формируем два вида кисти – одна смягчающая (движок четкости, резкости и контрастности по -70, остальные параметры кисти не меняем) и высветляющую (экспонирование +0,10, яркость +15, остальные параметры кисти не меняем). Смягчающей кистью обрабатываем участки слишком явной фактуры и рельефности кожи, и получаем удивительный эффект гладкой, но объемной кожи. Высветляющей кистью обрабатываем темные и контрастные участки кожи, неизбежные при боковом естественном освещении.

В целом портрет приобретает более привлекательный вид. Полное высветление теней может привести к утрате объемности изображения. Не  будем забывать, что в плоской картине главным средством передачи объемов остается светотень. Поэтому, имеет смысл взять еще одну кисть – затемняющую,  с параметром яркости -10  (остальные параметры остаются  без изменения).  Эта кисть, будучи проведенной по естественным складкам лица (носогубная складка, веки, брови, естественные морщинки), там где могли бы быть тени от естественного освещения, восстановит требуемый объем лица.  Манипуляции кистью и ее размерами позволяют накладывать очень ровные и широкие светотени, не создавая неприятных лицевых контрастов.

И еще можно выделить третий этап – окончательной доработки женского портрета в RAW-конверторе.  Конвертор позволяет создать эффектное портретное виньетирование. Для этого есть две вкладки – «Коррекция дисторсии» и  «Эффекты» (f).  В обоих случаях  мы работаем с эффектами виньетирования (темного примерно -70 или светлого, примерно  +70), создавая необходимое портретное обрамление. Имеет значение и параметр «Средняя точка», определяющий начало виньетки, считая от центра изображения. Нюанс также состоим в том, что затемняется (высветляется) ближнее плечо на портрете – но это особенность легко устраняется высветляющей кистью.

Особую, «пленочную» художественность портрета создает эффект зернистости изображения (вкладка «Эффекты»). Зернистость помогает нам усилить объемность лица и скрыть излишнюю фактурность кожи.  Злоупотреблять параметром зернистости не имеет смысла, ставим его в районе 25. На этот же уровень выводится размер зернистости, а неровность берем на уровне 50. Эти параметры позволяют сделать зернистость малозаметной, и менее монотонной.

Окончательный вид нашего портрета после обработки.

Обработка в raw конверторе

Автор: Нико­лай Пет­ров. Использование статьи разрешается только со ссылкой на авторство.