Статьи
1 мая 2011Раздел: Статьи
Размышления о фотографии

Повсеместное, охватывающее все социальные, возрастные, этнические и так далее категории общества увлечение фотографией, стало неотъемлемым признаком современности . По сути фотография в жизни человека является одним из дополнительных средств получения, накопления и обмена зрительной информацией. Почти восемьдесят процентов всей информации, за всю свою жизнь люди получают с помощью органов зрения. Фотография, наверное, является важнейшей из большого количества изобразительных форм, благодаря во многом совершенству современных фотоаппаратов, их удобности, мобильности, качеству получаемых фотографий. Однако, к сожалению многие перестали задумываться, забыли или не поняли, что главная ценность фотоизображений в первую очередь в документальном реализме, дающем необходимую правдивую информацию любому желающему. При чём информация может быть разнообразного характера, эстетическая, смысловая, эмоциональное воздействие, но если человек хоть на толику почувствует неправду , даже возможно не понимая, в виду отсутствия специального образования (психологического, художественного), эффект восприятия может быть абсолютно не таким, на какой рассчитывал оснащённый по последнему слову электронной фототехники фотограф, возможно губительным для психики его зрителей. Имеются в виду многие из приёмов, которыми пользуются в своих «работах» бесчисленная армия фото – «профессионалов». Это и надуманные, абсурдные, на уровне сельской художественной самодеятельности постановки с костюмированным карнавальным позированием и безмерное , часто бессмысленное использование разнообразных редакторов, уничтожающее фотографический оригинал до основания и созидающих на месте его уродливого цифромонстра. В результате частого контакта с подобными «произведениями» у обычного, неискушённого художественной культурой зрителя к тому же происходит фиксация зрительного образа и в результате вырабатывается так называемое дурновкусие , снижается общий культурный уровень. Некоторые из этих «творцов» называют этот процесс прогрессом и движением вперёд ,но на самом деле это обычная деградация и растлевание нетренированных изобразительностью умов.

Я не против постановочного фотографирования или фотоколлажирования , эти жанры сам люблю и с удовольствием работаю в них, но коллеги дорогие, зачем же в погоне за выразительностью разрушать мозги других ни в чём не повинных людей. К сожалению всё, ну или почти всё уже в искусствах изобразительных существующих уже было, достигнуто, испытано, использовано да по нескольку раз. Но мы ищем, идём вперёд, стремимся не смотря на то, постепенно забывая, отметая как ненужный мусор накопленное столетиями нашими предшественниками. До перестроечного периода российская фотографическая школа считалась одной из лучших в мире, а теперь бесчисленные развлекательно-обучательные кружки, где жаждущих обучают настраивать электронику и рассказывают с каким лицом и ногами должны быть модели, во что они должны или не должны одеваться и как при этом подпрыгивать. При этом у каждого такого новоявленного «творца» уже есть стопроцентная отговорка, мол «Я так вижу». Фотографируя мы же передаём другим людям какую то информацию, поэтому я бы сказал: «Я так говорю». Как бестолковый, причём почти незрячий младенец что – то невнятное лепечет, хныкает, или наоборот орёт в поисках соски . Поймите, если человек разрезает ножом арбуз, это не значит, что он садовод повар или даже разрезатель арбузов. Умение настраивать фотоаппарат (чуть сложнее, чем резать арбуз) убалтывать моделей, одевать или раздевать их в эффектные тряпки, подсветить красным фонарём, не делает человека с дорогим фотоаппаратом профессиональнее мальца с простенькой плёночной камерой, который снимает всё подряд, всё, что привлекло его внимание, на память себе любимому. Даже боюсь ,что тот малец окажется достойнее, со своими примитивными поделками, соструганными от сердца, чем этот «профи» который против воли зрителей развешивает свои «шидевры» в галереях, на улицах, рекламных щитах, заставляя давится и кашлять глотая через силу пережаренную в уголь Фуагра.

Остановитесь, отдохните от бесконечной погони за новинками фотоаппаратуры, оглянитесь не завалялась на шкафу старая папина «Плёнка». 36 кадров — они дисциплинируют мозг, заставляя сосредоточить внимание, натренировать реакцию, полистайте альбомы старых мастеров фотографии или живописи, а ещё лучше прогуляйтесь в картинную галерею, не списывайте со счетов истинные мировые шедевры они пережили уже миллиарды, таких как Вы «творцов» и скорее всего ещё переживут. Учитесь всемирному изобразительному языку, понятному всем не зависимо от национальности, а не выдумывайте с первых же шагов свою понятную только Вам тарабарщину. Я не призываю никого тут же после прочтения этой сумбурной, во многом недосказанной статейки полностью поменять мировоззрение и отношение к фотографии. Для большинства, как и для меня впрочем сам процесс фотосъёмки остаётся привлекательным с точки зрения приятного времяпровождения. Порезвиться в компании симпатичных людей, пофантазировать, почувствовать заряд положительной энергии занимаясь любимым по жизни делом (увлечением, если хотите), но если целью всего в том числе является желание делиться своими «успехами» с другими людьми, подумайте, что и как в самом деле Вы хотели бы им сказать. Как ни банален вопрос : «Что же хотел сказать автор в своём произведении?» не забывайте, изобразительная – главная из всех информаций для человека. Фотография не ради фотографии ,листочка бумаги покрытого линиями и цвето-тональными пятнами. Фотография для красоты, во имя смысла, вызывающая эмоциональный отклик и переживания.

Автор: Юрий Кленов. Использование статьи разрешается только со ссылкой на авторство.